Сооснователь стартапа Busfor Илья Екушевский о том, зачем продавать дело жизни

ForbesБизнес

Как бывший автогонщик и трейдер из России продал стартап лидеру мирового рынка

Валерия Житкова

Сооснователь Busfor Илья Екушевский (Фото Станислава Тена)

Сооснователь стартапа Busfor Илья Екушевский начинал как профессиональный автогонщик, но получил травму и переквалифицировался в предпринимателя. В начале 2010-х вместе с партнером он наткнулся на огромный, но неоцифрованный рынок автобусных перевозок. За семь лет их проект вырос в лидера рынка в России, а в конце 2019 года стал частью крупнейшего в мире сервиса по поиску попутчиков BlaBlaCar.

Сделка российского сервиса по продаже автобусных билетов Busfor с французским «единорогом» BlaBlaCar стала одним из самых громких событий на венчурном рынке в 2019 году. За семь лет свободного плавания Busfor успел частично оцифровать рынок автобусных перевозок в России, Белоруссии, Польше и Украине, набрать базу из 7000 перевозчиков и стать лидером онлайн-рынка продажи автобусных билетов в России и СНГ.

Сооснователь стартапа Илья Екушевский рассказал, зачем продавать стартап, если можно расти на деньги инвесторов, как найти «комфортного стратега» и чем занять себя после продажи дела жизни.

Как выбрать нишу для глобального бизнеса

С детства я занимался автомобильными гонками, и образование у меня соответствующее — кафедра экстремальных видов спорта в спортивном университете. Сначала освоил картинг, потом гонял в трековых гонках, автокроссе, ралли-рейдах. Выступал в чемпионатах и кубках страны, выезжал на этапы чемпионата Европы, в 18 стал мастером спорта. В начале «нулевых» попал в серьезную аварию и больше года восстанавливался. Нужно было чем-то себя занять, а других навыков, кроме как быстро водить автомобиль, у меня не было. Спорт — тема достаточно узкая, вне его себя сложно где-то применить и легко по жизни потеряться. Поэтому я решил попробовать себя в бизнесе и начал искать идеи, пробовать что-то делать.

В 19 лет я руководил автосервисом, пытался работать в автотранспортной тематике, которая мне близка. Пробовал привозить из-за границы автомобили и мотоциклы, которые растамаживал и продавал. Потом было много бизнес-экспериментов, удачных и провальных. В середине «нулевых», в конце концов, пришел в трейдинг, где торговал акциями публичных компаний на NASDAQ и Нью-Йоркской фондовой бирже. Тогда же познакомился со своим будущим партнером Артемом Алтуховым, с которым мы дружим уже больше 15 лет. Расцветала эра онлайна, и мы решили строить бизнес в этой области вместе. Начали исследовать неоцифрованные ниши и наткнулись на интереснейший рынок автобусных перевозок. Почему нам вдруг показались интересными автобусные перевозки?

В то время в авиа- и жд-перевозках уже можно было в два клика приобрести электронный билет. Такие сервисы только-только появлялись и буквально вмиг стали популярными. С автобусами все было немного иначе: это был очень консервативный, можно сказать, аналоговый рынок. Лишь десяток прогрессивных перевозчиков и автовокзалов смогли организовать продажу электронных билетов на автобусы. Но уже тогда тренд был очевиден. Нас это захватило. Это был настоящий вызов, спортивный ажиотаж.

Было очевидно, что на этом рынке есть место для крупного игрока в онлайне. Но в отличие от авиа- и жд-рынка, где уже давно у перевозчиков есть стандартизированные автоматизированные системы, к которым можно подключиться и получить качественный инвентарь, на автобусном рынке таких решений было мало. Большая часть перевозчиков на рынке не вела дистрибуцию билетов в онлайне.

Так что поначалу мы сфокусировались именно на создании технологической платформы, так называемой GDS, к которой можно было подключить сайты и мобильные приложения и начать на них продажу билетов наших партнеров перевозчиков и автовокзалов.

Каждый день мы учились быть цифровыми. При этом на старте проекта у нас был ноль знаний в IT. Оказалось, это не помешало нам построить одну из самых технологичных компаний в нашем регионе. За семь лет развития бизнеса я осознал, что главное не досконально разбираться в предмете, а окружать себя людьми, которые покрывают те вещи, которых ты не понимаешь. Потому что если я поставлю себе цель научиться писать код или строить программную архитектуру, на это уйдут годы, может, десятилетия, и у меня просто не хватит времени построить большую компанию. Как говорится, дирижер вряд ли хорошо играет на скрипке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неувольняемые: кому всегда будут платить миллионы на рынке труда Неувольняемые: кому всегда будут платить миллионы на рынке труда

Навыки продуктивного нетворкинга станут ключевым преимуществом в бизнесе

Forbes
Сила притяжения Сила притяжения

Парфюмерные эксперты о том, как на нас влияют афродизиаки

Grazia
«Мы все оказались в хорроре»: репортаж с окраин эпидемии в Италии «Мы все оказались в хорроре»: репортаж с окраин эпидемии в Италии

Жизнь на самом крупном острове Италии в условиях жесткого карантина

Forbes
Одна вокруг света. Продолжение маршрута по Великому Шелковому пути Одна вокруг света. Продолжение маршрута по Великому Шелковому пути

63-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Получили квартиру! Получили квартиру!

Идущие мимо прохожие с любопытством заглядывают в окна новой студии Seasons

Seasons of life
Какой лодочный мотор лучше выбрать: 6 оптимальных вариантов для вашей ПВХ лодки Какой лодочный мотор лучше выбрать: 6 оптимальных вариантов для вашей ПВХ лодки

Какой мотор больше подойдет для вашей лодки?

CHIP
«Как я выбиралась из Альп накануне закрытия границ». Личный опыт «Как я выбиралась из Альп накануне закрытия границ». Личный опыт

Мария Желиховская оказалась в обстановке саспенса в Альпах

РБК
Как увеличить рождаемость: женский взгляд Как увеличить рождаемость: женский взгляд

Женская концепция вывода страны из демографического кризиса

Cosmopolitan
«Путин не боится заразы и верит в свою удачу». Помогут ли антикризисные меры президента «Путин не боится заразы и верит в свою удачу». Помогут ли антикризисные меры президента

Мнения экспертов о предложенных властями мерах поддержки

СНОБ
Когда жена — нарцисс: 7 опасностей, подстерегающих в отношениях Когда жена — нарцисс: 7 опасностей, подстерегающих в отношениях

Чем череваты отношения с женщиной-нарциссом?

Psychologies
Полезные свойства имбиря для женщин и список противопоказаний Полезные свойства имбиря для женщин и список противопоказаний

Приверженцы правильного питания наградили имбирь статусом суперфуда

Cosmopolitan
«Цены поднимутся на 10-15%»: как рынок электроники отреагирует на ослабление рубля «Цены поднимутся на 10-15%»: как рынок электроники отреагирует на ослабление рубля

Рынок электроники изменит ценники, если курс рубля продержится на текущем уровне

Forbes
Взрослые игры Взрослые игры

Дом с двумя игровыми комнатами: одна для детей, а вторая — для их родителей

AD
Моделирование лишило земное ядро половины углерода Моделирование лишило земное ядро половины углерода

Углерод при условиях образования Земли меньше предпочитал металлы силикатам

N+1
Американский виски опознали по «паутинке» на дне бокала Американский виски опознали по «паутинке» на дне бокала

Ученые исследовали процесс высыхания капель виски и оставшихся следов

N+1
Запчасти подорожают в июне. Что будет с ОСАГО и каско Запчасти подорожают в июне. Что будет с ОСАГО и каско

Участники страхового рынка прогнозируют рост стоимости полисов каско

РБК
Поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» — ангел-хранитель советских космонавтов Поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» — ангел-хранитель советских космонавтов

Без крыльев зато с шестью колесами

Maxim
«Мы уже шагнули в новую цифровую реальность» «Мы уже шагнули в новую цифровую реальность»

Интервью с председателем правления банка «Новый век» Вадимом Мартыновым

Forbes
Слезы капали Слезы капали

Дизайнер Полина Осипова не догадывалась, что будет продавать свои слезы

Seasons of life
29 манипуляций, которые люди используют в переписке 29 манипуляций, которые люди используют в переписке

Как распознать типичные приемы «текстовых абьюзеров» и не вестись на их игры?

Psychologies
Секреты фэншуй: какая одежда делает несчастливой — вещи с плохой энергетикой Секреты фэншуй: какая одежда делает несчастливой — вещи с плохой энергетикой

Фэншуй гласит: одежда, которую мы носим, обладает определенной энергетикой

Cosmopolitan
«Девочки не кодят»: как IT-индустрия избавляется от стереотипов «Девочки не кодят»: как IT-индустрия избавляется от стереотипов

Гендерные предубеждения медленно, но верно разрушаются

Forbes
16 или 36? Звездные девочки, которые выглядят слишком взрослыми 16 или 36? Звездные девочки, которые выглядят слишком взрослыми

Эти девочки едва ли достигли совершеннолетия, а выглядят как звезды со стажем

Cosmopolitan
Умный дом: 10 лайфхаков, чтобы уборку было делать проще Умный дом: 10 лайфхаков, чтобы уборку было делать проще

Как организовать пространство, чтобы убираться было удобнее

Cosmopolitan
Социологи нашли лучший сценарий миграционной политики Европейского союза Социологи нашли лучший сценарий миграционной политики Европейского союза

Этот вариант миграционной политики поможет решить проблему старения населения

N+1
Нейтронные звезды могут иметь странные «сердца» Нейтронные звезды могут иметь странные «сердца»

Результат эксперимента может объяснить, что происходит внутри нейтронных звезд

Популярная механика
«У меня были шрамы на пальцах»: как звезды сражались с булимией и победили «У меня были шрамы на пальцах»: как звезды сражались с булимией и победили

Многим знаменитостям приходилось переживать не лучшие времена

Cosmopolitan
Повышая градус Повышая градус

Автотур по Краснодарскому краю к местным виноделам

Вокруг света
Почему веганы так раздражают некоторых из нас? Почему веганы так раздражают некоторых из нас?

В чем причина ненависти и страха к веганам, сыроедам, лактовегетарианцам

Psychologies
Ричард Престон: Эпидемия. Отрывок из книги Ричард Престон: Эпидемия. Отрывок из книги

Автор рассказывает, что пережили люди, изучающие вирус Эбола

СНОБ
Открыть в приложении