Почему уральские бизнесмены открывают музеи и что привлекает в них публику?

ForbesБизнес

Как бизнесмены и миллионеры открывают музеи на Урале

Екатеринбург — лидер в России по количеству частных музеев. Почему уральские бизнесмены-коллекционеры открывают музеи и что привлекает в них публику — в фоторепортаже Forbes Life

Яна Жиляева

Фасады музея Невьянской иконы оформлял лично Евгений Ройзман. В них отразился интерес коллекционера к наивному и современному искусству. (Фото Владимира Васильчикова для Forbes)

В центре Екатеринбурга, в окнах-витринах первого этажа новостройки выставлены живописные принты по мотивам мировой мифологии. На лубочных работах Зевс соблазняет Данаю, а Геракл с лицом Евгения Ройзмана (внесен в список иноагентов) побеждает Немейского льва. Это фасад музея «Невьянская икона», созданного коллекционером, бывшим бизнесменом и бывшим мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом.

«Моя идея — вставить изображения в окна», — говорит Евгений Ройзман корреспонденту Forbes. Это его первое интервью на следующий день после того, как в отношении Ройзмана вступил в силу приговор по уголовному делу о дискредитации российской армии. Решением суда Евгений Ройзман должен выплатить штраф, все ограничения его личных свобод отменены. Без малого год он провел без интернета и телефонной связи, за это время он сдал кандидатский минимум на историческом факультете Уральского федерального университета и начал работу над диссертацией. Тема научной работы Ройзмана — «Невьянская школа иконописи. Иконописный промысел на горных заводах Урала: факторы эволюции».

Из шести собраний Евгения Ройзмана — неофициальных художников Урала 1970–1980-х годов, невьянской иконы, живописи и графики Миши Брусиловского, наивного искусства, живописи и графики Василия Денисова, народного искусства и предметов крестьянского быта — его первой публичной коллекцией стала невьянская икона. Иконописная школа старообрядцев существовала в Невьянске, первой горной столице империи Демидовых, в XVIII–XIX веках. В 1997 году Ройзман выступил инициатором и издателем альбома Уральского университета, посвященного невьянской иконе, где были опубликованы иконы из государственных и частных собраний. Ройзман вспоминает, что следующий шаг — открытие музея «Невьянская икона» — стал логическим продолжением взрывного интереса к уральской иконописи после выхода альбома.

Возвращение невьянской иконы

Невьянские иконы отличает особенная декоративность: как отмечает историк-искусствовед Галина Голынец, невьянцы прибегали к сплошному золочению, листовое золото наносилось на полимент (основу), создавая насыщенный теплый тон живописи. В цветовой гамме преобладали все оттенки красного, от нежного земляничного до розово-лилового и пурпурного, зеленого и синего. Сложное сочетание цветов и использование минеральных пигментов, промышленное производство которых было освоено только в XVIII–XIX веках, создают впечатление свежести и новизны невьянской иконописи. По мнению искусствоведов, очарование невьянской школы — в смешении современной колористики, европейских влияний и стремлении сохранить древние традиции, благодаря чему на иконах возникают особые, имперсональные лики. Первый публичный успех пришел к невьянской иконописи в 1887 году на Уральской научно-промышленной выставке.

Екатеринбургский комитет по изучению церковно-археологических древностей, основанный в 1911 году, открыл свой музей с постоянной экспозицией. В 1919–1921 годах фонды музея УОЛЕ (Уральского общества любителей естествознания, позднее Свердловский областной краеведческий музей) пополнялись ценностями, реквизированными в купеческих усадьбах и вынесенными из закрытых храмов и монастырей. В 1923 году на заседании УОЛЕ Жильбер Дюлонг, официальный представитель французского отделения Красного Креста на Урале, сделал доклад «Заметки по вопросу уральского иконописания», где выразил надежду открыть в музее галерею уральской старинной живописи. Однако история сложилась так, что вышедший в 1997 году альбом «Невьянская икона» впервые ввел в научный оборот большинство из 150 опубликованных памятников.

Музей Евгения Ройзмана, открытый в декабре 1999 года, стал первым частным музеем иконы в постсоветской России. «В те годы своим примером я показал собирателям, что страна изменилась, что с этой властью можно работать», — говорит Евгений Ройзман.

В музее было выставлено 185 икон, создана реставрационная мастерская, где, по сути, возникла школа реставрации невьянской иконы, Ройзман с сотрудниками выезжал в экспедиции, выпускал «Вестник музея «Невьянская икона». Поначалу музей не брал денег за вход. В первые 10 лет его посетило более 300 000 человек, а владелец музея, по его словам, заплатил более $600 000 аренды. О том, во сколько ему обошлась коллекция музея, Евгений Ройзман не говорит.

Фотогалерея
Несколько многоэтажных павильонов наполнено образцами военной техники периода Второй мировой войны из разных стран. Павел Лисицын·РИА Новости
Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме занимает 8 га. Сергей Буторин·ТАСС

С 2010 года музей открыт в новом пространстве, принадлежащем коллекционеру. Сейчас в коллекции музея более 1000 икон. В экспозиции около 300 икон, церковные одеяния, меднолитая пластика (складни и кресты), предметы крестьянского быта, некоторые из них являют собой примеры варварского обращения с иконами, например сундук, сколоченный из иконных досок. За вход в музей ввели плату, 400 рублей, чтобы отсечь нецелевую аудиторию, у которой главный вопрос: «А где он взял столько денег?» «Этот музей 18 лет был бесплатным. 18 лет! — подчеркивает Ройзман. — Домашние уже взвыли. А если они узнают, сколько вообще это стоит, меня из дома выгонят». По словам коллекционера, сегодня операционные расходы музея «Невьянская икона» составляют около 300 000 рублей в месяц. В музее работают пять реставраторов. Для каждого посетителя проводит экскурсию научный сотрудник музея, часто это сам Евгений Ройзман.

Свою мотивацию Ройзман называет преодолением провинциального «комплекса Мамина-Сибиряка». «Все мои действия — Музей наива, музей невьянской иконы, музей художников Екатеринбурга (коллекция хранится у Ройзмана, участвует во временных выставках. — Forbes), музей Миши Брусиловского (не имеет пока своего помещения. — Forbes) — мероприятия по борьбе с исторической несправедливостью», — говорит Евгений Ройзман.

Итоги этих «мероприятий» (коллекция современного уральского искусства начала формироваться в 1986 году, а коллекции икон, по его словам, уже больше 40 лет) Ройзман определяет так: невьянскую икону перестали вывозить из Екатеринбурга, начался процесс возвращения икон в регион, в том числе покупки на западных аукционах, выросли цены на иконы и на неофициальное искусство художников Екатеринбурга, возник музейный интерес к современному искусству, расширился круг коллекционеров, появились частные музеи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мягкая сила: как бывшие спецназовцы развивают региональную сеть фитнес-студий Мягкая сила: как бывшие спецназовцы развивают региональную сеть фитнес-студий

Как армейские друзья создали сеть студий «мягкого» фитнеса

Forbes
Спящая красавица: как стать моложе за одну ночь — 12 рекомендаций Спящая красавица: как стать моложе за одну ночь — 12 рекомендаций

Как использовать ночное время с максимальной пользой для внешности?

Psychologies
Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов

Как предпринимательница превратила любовь к сказам в успешный проект

Forbes
Бережный уход Бережный уход

Как уволиться по закону, с радостью и выгодой

VOICE
«Средневековье в латах» «Средневековье в латах»

Как умирали и какие раны наносили друг другу средневековые воины

N+1
Цифровой рубль: что это, и как его использовать Цифровой рубль: что это, и как его использовать

Рассказываем всё про цифровой рубль

CHIP
Футбольный сезон окончен. Как Хантер Томпсон изменил американскую журналистику Футбольный сезон окончен. Как Хантер Томпсон изменил американскую журналистику

Гонзо-журналистика: как писал Хантер Томпсон

СНОБ
Кевин Уилсон: «Не время паниковать». Ностальгическая книга о взрослении Кевин Уилсон: «Не время паниковать». Ностальгическая книга о взрослении

Глава из откровенного и точного романа о взрослении Кевина Уилсона

СНОБ
«Люди умирали спокойно и публично»: какой была культура смерти в прошлом «Люди умирали спокойно и публично»: какой была культура смерти в прошлом

Глава из книги «Смерть в большом городе»

Psychologies
Топ-5 самых ярких экранизаций книг Терри Пратчетта Топ-5 самых ярких экранизаций книг Терри Пратчетта

Есть и жемчужины, и неоднозначные творения: экранизации книг Терри Пратчетта

Maxim
Сергей Кемпо: «Я — счастливчик!» Сергей Кемпо: «Я — счастливчик!»

«Родители для меня желали какой угодно профессии, но только не актерской»

Караван историй
Читмил Читмил

Читмил: плюсы и минусы запланированных нарушений диеты

Здоровье
7 самых безжалостных авторов фэнтези 7 самых безжалостных авторов фэнтези

Писатели, которые уже составили себе славу кровожадных мучителей своих героев

Maxim
Снимите это немедленно! 5 историй людей, у которых изменилась жизнь после разбора гардероба со стилистом Снимите это немедленно! 5 историй людей, у которых изменилась жизнь после разбора гардероба со стилистом

Разбор гардероба со стилистом – ну разве не мечта?

Лиза
Ноги на экспорт: самые дорогие продажи в истории российского футбола Ноги на экспорт: самые дорогие продажи в истории российского футбола

Рейтинг самых дорогостоящих трансферов «на выход» из РПЛ

Forbes
Ресурс, который надо беречь Ресурс, который надо беречь

Для чего нам нужен белок эластин и как поддержать его баланс?

Здоровье
«Медведь» выходит на второй курс: как одно из самых оригинальных шоу 2022 года стало деликатесом в мире сериалов «Медведь» выходит на второй курс: как одно из самых оригинальных шоу 2022 года стало деликатесом в мире сериалов

Почему «Медведь» — один из самых лучших современных сериалов

Правила жизни
Обнаженная натура в советской скульптуре: было всё Обнаженная натура в советской скульптуре: было всё

В СССР скульпторы в скульптуру привносили такое, что глаза не верят

Maxim
Деменция в семье: как справиться с переменами — 5 правил Деменция в семье: как справиться с переменами — 5 правил

Как выдержать испытание деменцией, где найти силы, чтобы жить дальше?

Psychologies
ФНС разъяснила порядок автоматических списаний налогов с граждан ФНС разъяснила порядок автоматических списаний налогов с граждан

ФНС реализует новый механизм — «проактивный порядок уплаты налогов»

Forbes
Особенности работы в Дубае: подходы и цифры Особенности работы в Дубае: подходы и цифры

Разбираемся в специфики деловой культуры в Дубае

Правила жизни
Мал да удал: у сенокосцев обнаружили три вида самцов с уникальной стратегией размножения Мал да удал: у сенокосцев обнаружили три вида самцов с уникальной стратегией размножения

У редкого вида паукообразных существует три разных типа самцов

ТехИнсайдер
Галина Киндинова: «Старики МХАТа не воспринимали нас как конкурентов» Галина Киндинова: «Старики МХАТа не воспринимали нас как конкурентов»

О своих педагогах актриса Галина Киндинова рассказала в нашем интервью

Коллекция. Караван историй
Самоуверенный алгоритм: какие риски внедрения ИИ пока недооцениваются Самоуверенный алгоритм: какие риски внедрения ИИ пока недооцениваются

ИИ обладают предсказательной способностью, но не могут заглянуть на шаг вперед

Forbes
Дипфейки, репетиторы и запрещенные слова: как Китай планирует регулировать ИИ Дипфейки, репетиторы и запрещенные слова: как Китай планирует регулировать ИИ

Китай одним из первых вводит ограничения для развития ИИ

Forbes
Дронго обошли кукушек в гонке вооружений благодаря разноцветным яйцам Дронго обошли кукушек в гонке вооружений благодаря разноцветным яйцам

Дронго выбрасывают >90% яиц, которые им подбрасывают кукушки

N+1
Не сексом единым: как понять, что у мужчины дефицит тестостерона — 8 симптомов Не сексом единым: как понять, что у мужчины дефицит тестостерона — 8 симптомов

Как повысить уровень мужского «сексуального» гормона?

Psychologies
О феномене Мадонны и наследии Карла Лагерфельда. Заметки искусствоведа Изабель Грав О феномене Мадонны и наследии Карла Лагерфельда. Заметки искусствоведа Изабель Грав

«В другом мире. Заметки 2014-2017» — это сборник эссе искусствоведа и куратора

СНОБ
Стыдные привычки, которые нам подарил СССР Стыдные привычки, которые нам подарил СССР

Если вам больше 40 лет, то перечисленные рефлексы вы уже в себе не переборете

Maxim
О желания до жалости: 5 компонентов любви — мнение философа О желания до жалости: 5 компонентов любви — мнение философа

Из чего состоит чувство любви?

Psychologies
Открыть в приложении