«И эта Барби будет представлять истца?». Адвокаты рассказывают, как их судят по костюму
Как дресс-код адвоката влияет на эффективность его работы? Можно ли вытащить человека из тюрьмы, если ты неподобающе одет в суде? Профессиональный портной и четыре практикующих адвоката рассказывают истории из своей практики
Дмитрий Поличко, владелец бутика-ателье индивидуального пошива костюмов «Your Suit»:
В ряде зарубежных стран установлен четкий дресс-код для адвоката. Сословная мантия обязательна в таких государствах, как Австрия, Азербайджан, Литва, Молдавия, Румыния, Турция и Чехия. В Великобритании вплоть до 2011 года адвокаты-барристеры, выступающие в судах, обязаны были носить, помимо мантии, еще и парики. И только осенью 2011 года Верховный суд Соединенного королевства предоставил им право выбора: надевать парик с буклями или нет. Дресс-код для всех участников процесса порой бывает настолько строг, что вспоминается случай из зарубежной практики, когда в 2010 году женщина не попала на слушание своего же дела о нарушении правил дорожного дела — в здание суда она пришла в шлепанцах, хлюпая резиной, из-за чего не была допущена в зал, а за «неявку» оштрафована на $557.
В нашей стране единую форму одежды имеют судьи, прокуроры и следователи. И хотя в судах ряда субъектов Российской Федерации (республика Адыгея, Алтайский и Хабаровский края, Калининградская, Оренбургская, Челябинская области, например) установлен дресс-код для «профессиональных посетителей» заседаний, адвокатам все же предоставлена гораздо большая свобода выбора.
Давайте вспомним, как выглядел адвокат до революции: в черном смокинге, с бабочкой, со знаком корпорации — дорого, солидно, театрально! В 1990-е гг. адвокатура одевалась неприметно и подчеркнуто бедно — в то время все «упаковывались» одинаково от отечественной фабрики «Большевичка». В 2000-е годы адвокатура щеголяла в малиновых или цветастых пиджаках, дорогущих шелковых сорочках, расстегнутых до пупа — время было такое борзое, приходилось соответствовать, да еще быть на шаг впереди. И клиенты — наследие лихих 90-ых. Половина битвы за них — это бравада. В «нулевых» было представлено лишь несколько брендов и в костюме важна не столько посадка, сколько яркая ткань и броские аксессуары. Лет пять назад чаще надевали брендовые вещи, чем сегодня, хотя «Brioni», «Kiton», «Stefano Ricci» всегда актуальны. Но в настоящее время деловые люди все больше уходят в сторону индивидуального пошива костюмов. В деловом облике мужчины ценится роскошь в деталях. Это может быть совершенно неяркий костюм, но сидящий идеально по фигуре с правильными линиями плеча, приталенный. Интересно, что сегодня моветон в деловом этикете — это то, что еще в 2000-х годов было на пике актуальности: чересчур яркие костюмы и приметные аксессуары! В отличие от модных костюмов пятилетней давности, стала более актуальна итальянская посадка. Это чуть более зауженные брюки и плотно сидящий по фигуре пиджак.
Эволюцию адвокатского стиля можно проследить в кинематографе: фильмы «Убить пересмешника» (1962), «Адвокат дьявола» (1997), «Судья» (2014), телесериалы «Практика» (1997-2004 гг.), «Юристы Бостона» (2004), «Форс-мажоры» (с 2011 г.), «Хорошая борьба» (с 2017 г.). В сериале «Хорошая жена» (2009-2016 гг.) главная героиня носит «Chanel» и одевается как американский консерватор. Другая героиня одевается ярче и авангарднее — она либерал. Этот момент свидетельствует о том, что одежда должна коррелировать с психологическим портретом человека, его интересами, занятием, ситуациями, для которых она надевается. Так, яркий импозантный адвокат будет дискомфортно чувствовать себя в строгом черном костюме, так же, как и, например, работнику прокуратуры будет неловко ходить на работу в сером костюме в розовую клетку.