Фэшн-эволюция Ленина: как связаны котелок, кепка и революция
Все мы привыкли считать, что Ленин был скромным и неприхотливым человеком, равнодушным к моде и стильной одежде. Рабочая кепка, простой костюм-тройка — так Ильича изображают в ленининане — жизнеописаниях вождя революции. Но действительно ли он был таким?
Любовь к деловому стилю
Мать Ленина Мария Александровна Ульянова была этнической немкой и воспитывалась в пуританском духе. Именно она передала детям привычку к аккуратности и рачительности. Современники нередко по-разному описывают Владимира Ильича, но сходятся в одном: его одежда всегда отличалась опрятностью, а костюмы он носил годами.
Подчеркнуто деловой стиль Володя Ульянов выбрал еще в юности. Ученический китель он сменил на элегантный и популярный в то время двубортный сюртук, после которого перешел на строгие костюмы. Пожалуй, сложно назвать что-то в облике Ленина до 1900-х годов экстраординарным — он просто следовал моде.
Выделялась разве что жилетка, ставшая неотъемлемой частью гардероба Ленина. Эта деталь придавала невысокому и коренастому мужчине элегантность и в то же время позволяла экономить на покупке сорочек. Владимир Ильич проводил за столом целые дни, и без жилета рубашки наверняка затирались бы о столешницу, быстро приходя в негодность. К тому же этот предмет гардероба позволял Ильичу принимать его излюбленную позу: он закладывал в проймы большие пальцы, решив таким образом вопрос, куда деть руки во время выступлений.
Интересные изменения в стиле Ленина произошли в период второй эмиграции. Судя по фотографиям тех времен одевался Владимир Ильич в Европе с большим вкусом: модные пиджаки, жилеты в тон, белоснежные рубашки.
А вот рассказы очевидцев противоречат снимкам. Вот как, например, вспоминал о Ленине сапожник Крамер, у которого политик останавливался в Цюрихе: «Как он, так и его жена не придавали никакого значения хорошей одежде и хорошей пище. Они платили мне 28 франков в месяц. Зимой я должен был делать им пару тяжелых крестьянских башмаков с большими гвоздями. “Товарищ Ленин, — говорил я ему,— с этими башмаками вас примут за крестьянского старосту”. Он смеялся, но продолжал носить эти башмаки в течение всей зимы».
Объяснения таких расхождений просты: рассказ Крамера был опубликован в статье «Ленин как человек» в 1924 году и являлся частью ленинианы, в которой Ильича стремились представить как человека простого и близкого к народу.