Тот самый
Все наши психологические травмы, страхи, обиды никуда не уходят, а трансформируются в мышечные зажимы. Уберем их – и жизнь наладится. По крайней мере, так считал основатель телесно-ориентированной терапии (ТОТ) Вильгельм Райх
Мои года
Не случайно описания душевных терзаний тесно связаны с телесными реакциями — окаменел от ужаса, испуганно сжался, от возмущения не мог вымолвить ни слова. Счастье же означает тепло, разливающееся по телу, ощущение невесомости, бабочки в животе и желание обнять мир. В порыве отчаяния мы охватываем руками плечи, сворачиваемся в клубок, потому что стремимся занимать как можно меньше места. В радости — танцуем, кружимся, широко, словно для объятий, раскинув руки. Считается, что тело помнит все. И маму, которая не подходила к колыбели, когда мы плакали. И насмешки одноклассников. И непонятного дядьку на лестнице, который уже схватил за руку — хорошо, что соседка его спугнула.
Мы не связываем все это с сутулостью и сколиозом, больным желудком или шейным остеохондрозом. Мы вообще стараемся абстрагироваться от тела — носим неудобную обувь, никак не можем купить ортопедический матрас или записаться на массаж. Болезненно-зажатое состояние становится привычным.