Девственница или блудница. Как меняются требования к партнеру
Какой сексуальный опыт должен быть у идеального партнера, как найти баланс между ролями девственницы и блудницы и надо ли это делать, разбирается секс-колумнист «Сноба» Ольга Нечаева
Еще каких-то сто лет назад девственность была обязательным требованием к романтическому партнеру, особенно если этот партнер — женщина. Отсутствие сексуального опыта было признаком чистоты и достоинства, а его наличие могло стоить замужества, положения в обществе, а в некоторых странах — жизни. 17 октября 2018 года Комитет по правам человека ООН, совместно с комитетом по делам женщин ООН и ВОЗ, на основании широких научных исследований выпустили совместное заявление, в котором объявили практику проверки девственности «антинаучной, нарушающей права человека, необоснованной с медицинской точки зрения, болезненной, унизительной и травмирующей» и потребовали прекращения ее по всему миру.
Собственно, само определение «девственности» — вещь неоднозначная. Что именно мы понимаем под девственностью? Сохранение девственной плевы? Опыт проникающего секса? Опыт орального секса? Опыт сексуальных прикосновений и петтинга? Опыт оргазма? Не только определение, но и смысловое наполнение понятия «девственность» менялось на протяжении веков.
Выражение «Христова невеста» появилось не просто так: с религиозной точки зрения сохранение девственности являлось признаком «чистоты», актом служения богу. Непорочное зачатие маркировало все, связанное с сексом, как порочное. В патриархальном обществе, где женщина была ресурсом, который продают родители и приобретает муж, ее девственность была в какой-то мере гарантией рождения детей, отсутствия болезней и являлась важной частью сделки. Насилие над юной девушкой осуждалось куда серьезнее, чем насилие над взрослой женщиной: «девку попортил» по сути было порчей товара, атакой на собственность. Девственность «теряли», это была ценность, которую можно было украсть или подарить.
Даже когда идеалы романтической любви все больше стали проникать в патриархальную концепцию брака, девственность все равно оставалась некоторой материальной ценностью, которую «хранили» для достойного кандидата. В этом смысле быть обманутой, отдать ее «недостойному», тому, кто не женится или не любит, делало девушку жертвой мошенника, который обманом выманил у нее нечто ценное. Ни о какой агентности, свободной воле и сексуальности речи не шло: несмотря на трансформацию от божественной чистоты до «не для тебя мама ягодку растила», девственность, а точнее, отсутствие сексуального опыта все равно воспринималось как нечто, имеющее цену и ценность.