Мама помогала
Потрясающая новость! «А ну быстро сел и сделал то, что я сказала, или будешь наказан!» – не единственный и даже не самый эффективный способ мотивировать ребенка.
Саша бежит в изостудию как на праздник, а Настю приходится каждый раз уговаривать. Макар делает уроки за час, а Гриша растягивает выполнение заданий на полдня, постоянно отвлекаясь то на телефон, то на обиженное ворчание «Ненавижу эту домашку». Лучшая школа в районе, курсы, на которые пришлось записываться ровно в 00:00, потому что в 00:01 все места заняты, и английский с носителем языка – совсем не гарантия, что ребенок проявит рвение или хотя бы интерес.
Попробуем понять, как правильно мотивировать школьника, и помощи попросим у детского психолога Евлалии Просветовой.
А почему?
У каждой семьи свои ценности и представления о том, что такое успешная и гармоничная личность. Как правило, выраженные склонности к чему-то у детей начинают проявляться после девяти лет, до этого им просто хочется, чтобы преподаватель был добрый, веселый и не ругался.
Именно поэтому школу или секцию выбирают, конечно, родители. Важно понять, чем именно мы руководствуемся, и объяснить ребенку почему он должен вставать в субботу в девять утра и куда-то ехать: «Если ты научишься плавать, сможешь поехать в лагерь на море летом и отправиться с папой в поход на лодке». «Представляешь, как здорово будет прочитать «Гарри Поттера» на английском и узнать, как на самом деле зовут Грозного Глаза Грюма!» Во всем, чему ребенок учится, можно найти практическую пользу, которая сделает занятия еще более ценными. Например, умение играть в волейбол – это еще и отличный способ заявить о себе в новой компании, познакомиться с кем-то на пляже. Если хорошо рисуешь, сможешь стать художником школьной стенгазеты или создать красивые авторские открытки для друзей, а игра на гитаре сделает тебя желанным гостем на любом празднике.
Иногда оказывается, что истинная причина выбора того или иного дела не имеет никакого отношения к благу и интересам ребенка, а всё дело в страхе быть недостаточно хорошей матерью или неспособности противостоять свекрови, которая видит внука скрипачом. В таком случае есть риск транслировать двойной посыл: «Занимайся, а то расстроишь маму» или «Доходи этот год, чтобы бабушка успокоилась».
Мне плохо
Порой нелюбовь к плаванию, балалайке или скалолазанью связана совсем не с отсутствием мотивации, а с обычной усталостью, голодом или неудобной обувью. Если на танцы надо бежать сразу после школы, а до этого еще пообедать щами из квашеной капусты в столовой, потому что домой зайти не получится, ребенок будет капризничать, шумно страдать и отказываться танцевать все эти вальсы.