Информация к размышлению
В июне 2018 года Всемирная организация здравоохранения представила проект новой международной классификации болезней. В этом документе невинные, казалось бы, забавы: регулярный просмотр новостных лент, компьютерные игры и прочие цифровые радости, – признаны болезнью. Ее можно назвать информационной псевдодебильностью.
Трудно вспомнить, когда мы последний раз ничего не делали. Вот прямо совсем ничего – сидели, например, спокойно и чего-то просто ждали или размышляли о чем-то, никуда не торопясь. Нет больше таких моментов в нашей жизни. Что вы делаете, едва проснувшись? Да, тянетесь к телефону. С ним же вы идете в туалет, с ним же завтракаете, перемещаетесь по городу. Даже встречи друзей – и те сейчас проходят в гробовом молчании: каждый утыкается в свой гаджет и мило общается с кем-то, кого сейчас нет в комнате. А как проходит твой вечер? С кем ты прощаешься последним? Боюсь, что с телефоном. Любая свободная минута – и человек тянется за гаджетом, словно иначе и быть не может.
Этой болезнью сейчас уже поражены все вокруг. Кстати, именно поэтому данный недуг так сложно заметить и так трудно признать, что проблема и в самом деле существует. Данные статистики не дадут соврать – цифры неумолимы.
Наркотик, который разрушает мозг
Впрочем, может быть, это не болезнь, а просто новая норма? Можно, наверное, и так сказать. Но вот ученые из Сеульского университета доказали, что, когда мы привычно тянемся к гаджету, в нашем мозге активизируются те же зоны, что и у наркомана, который видит перед собой дозу. Более того, даже на биохимическом уровне эти зависимости абсолютно идентичны!
Но разве может цифровая зависимость навредить здоровью? Звучит как абсолютная чушь, согласен. Проблема в том, что у цифрозависимых здоровье и в самом деле страдает: количество связей в коре их головного мозга снижается на 10–20%. Проще говоря, они глупеют. А как заметить собственное оглупление? Трудно.
Куда же деваются эти связи? Вроде бы, играя с гаджетом, мы постоянно тренируем мозг – получаем новую информацию, взаимодействуем со своими виртуальными друзьями. Нелогично! И тут согласен, но есть одна существенная деталь.