В ожидании Michelin
В самом конце прошлого года ресторанный рынок всколыхнула долгожданная новость — в Москву приходит гид Michelin. И в ту же минуту гастрономическое сообщество забурлило слухами, догадками, гипотезами и упреками. С этим кипящим котелком мы отправились за комментариями к Александру Иванову, заместителю руководителя московского Департамента торговли и услуг, человеку, который стоял у истоков появления легендарного гида в столице.
Первая реакция ресторанной общественности на новость о появлении гида — все будет куплено. Вторая — ну ясно же, кто там окажется. Третья — мы тоже хотим, куда нести деньги? Расскажите, куда?
К сожалению, все эти три реакции были сформированы той реальностью, у которой степень аффилированности — я специально подбирал нейтральное слово — различных рейтингов и классификаций людьми, руководящими данными рейтингами или принимающими решение, не вызывает ни малейшего сомнения. Полагаю, не всем это высказывание понравится, но это именно так. Как говорится, хотите поговорить на эту тему? Я — нет. Большие знания — большие печали.
Кто окажется в гиде? Естественно, качественные гастрономические проекты. И если оценки экспертов гида совпадут с мнением российских любителей гастрономии, я только порадуюсь. Значит, у нас есть вкус к хорошей еде. Он ведь интернационален. Кстати, одним из элементов сценария рейтингов является микс из участников, среди которых всегда есть два-три известных шефа или ресторатора, а еще десяток проектов среднего звена. С учетом того, что эксперты гида видят потенциал Москвы в несколько десятков достойных ресторанов, естественно, совпадения с какими-то нашими рейтингами или конкурсами будут. Не вижу в этом проблемы.
По поводу «куда и сколько» отвечу четко: никуда и нисколько. И это не поза, все обстоит действительно так. Многочисленные комментарии, наводнившие социальные сети — никому ничего не сказали, никого никуда не позвали и т.п., — связаны именно с этой спецификой работы экспертов. Просто у нас так работать не привыкли. Что ж, будем учиться.
Еще доброжелатели недоумевали: почему Москва, а не Питер с его званием гастрономической столицы? Мол, конечно — Москва, как обычно, все и всех купила... А зачем вообще Michelin московскому правительству?