Больше 5,5 млн прослушиваний: каким 2020 года оказался для рынка подкастов
Главные цифры по рынку, новые игроки и лучшие подкасты России — специально для Forbes Life студия «Либо/Либо» подвела итоги года в аудиоформатах
Яндекс запустил аналитику для производителей
В области подкастов Яндекс настроен серьезно — компания еще два года назад заметила шестикратный прирост аудитории подкастов и сделала их важной частью развития Яндекс. Музыки. Для Яндекса студия «Либо/Либо» делала «Одно расстройство», «Истории русского секса», «Новое материнство» и «Фермата» — в общей сложности их прослушали больше 5,5 млн раз.
Рынок подкастов в России продолжает расти, но, по мнению некоторых аналитиков, не так быстро как мог, если бы не пандемия. Тем не менее рост есть и не заметить его сложно. Год назад в отчете председателя комитета аудиорекламы Interactive Advertising Bureau (IAB) Russia Михаил Ильичев прогнозировал, что в 2020 году рынок аудиорекламы в подкастах составит 225 млн рублей. Из-за пандемии цифры были скорректированы — в этом году рекламные размещения в подкастах составили 160 млн рублей, а в 2024 году обещают достичь суммы в 1,55 млрд рублей. Но подкастерам, чтобы привлекать рекламу, нужно предоставлять брендам статистику прослушиваний, а с этим все еще сложно — часто прослушивания невозможно посчитать. То, что Яндекс.Музыка создала способ собирать эти данные, говорит о том, насколько серьезно Яндекс настроен развивать индустрию.
Авторы увидят не только количество запусков, но и стримы. Мы можем узнать, сколько человек послушали последний выпуск подкаста, сколько процентов людей дослушали его до конца, из какого они города, сколько им лет, какого они пола. Такие данные помогут рекламодателям больше доверять подкастам, тем более что радио, например, аналитикой такой точности не располагает.
Но после запуска сервиса обнаружилась новая проблема: теперь Яндекс считает только авторизованных пользователей, из-за чего не считаются все, кто послушал подкаст в эмбедах других медиа — и это значимое падение в общих цифрах (порядка четверти прослушиваний по подсчетами «Либо/Либо»). Яндекс отвечает, что дело не столько в авторизованных пользователях, сколько в измененной методике прослушивания — нынешняя более точная. Пока сложно сказать, с какой точки зрения она более сложная, этот сюжет явно продолжится в 2021 году, потому что спрос на корректную аналитику огромный.
Опрос Навального про то, кто слушает подкасты
Уже больше двадцати лет каждый год американская исследовательская компания Edison research анализирует медиапотребление в диджитал. В 2006-м, согласно их данным, о подкастах знали 22% американцев, в 2019-м — больше половины американцев хотя бы раз в жизни слушали подкаст.
В России ни одного релевантного, регулярно проводимого исследования нет, но опрос с самым больших охватом респондентов провел недавно политик Алексей Навальный в своем Twitter. В нем приняли участие почти 27 000 человек. Почти 60% слушают подкасты, четверть делает это регулярно.
Конечно из этого опроса не следует, что четверть россиян регулярно слушает подкасты. Читатели Twitter Навального — это особенная аудитория. Но ни в одном опросе про подкасты в России не участвовало столько людей.
Фестиваль «Слыш»
Во время первого локдауна произошло важное событие — в России прошел первый онлайн-фестиваль подкастов «СЛЫШ». Больше 70 подкастеров по-честному рассказали, как они делают свое дело, объяснили, как привести свой подкаст к успеху, поделились нюансами работы, а около 10 000 зрителей все это посмотрели.
Подкастерское коммьюнити оказалось большим, открытым и сплоченным. Нам и раньше казалось, что конкуренция в нашей среде преувеличена, а после «СЛЫШ» стало очевидно, что места пока хватает всем и в целом все настроены перенимать опыт друг у друга, а не толкаться локтями. Пока российская аудитория знакомится с форматом, у подкастов в комментариях часто встречаются отзывы вроде «не слушал раньше подкасты, а этот зашел». Это значит, что каждый успешный подкаст приносит новую аудиторию подкастам как таковым и расширяет аудиторию и для остальных.