Ямы на дороге: какие трудности поджидают тех, кто пойдет по пути Uber
Построить компанию в стиле Uber мечтают многие предприниматели, но получится задуманное лишь у единиц, считает СЕО «Ситимобил» Виталий Бедарев
Большинство из тех, кто хочет создать бизнес по модели Uber, обычно плохо представляют себе, с чем им предстоит столкнуться. В реальности все может оказаться намного сложнее, чем кажется. Простота конечного продукта (вот клиент, вот водитель, а вот приложение в телефоне, которое их соединяет) обманчива и коварна. Под этим «простым» результатом скрыты миллионы рабочих часов, потраченных на оцифровку карт, автоматизацию бизнес-процессов, разработку сложных алгоритмов ценообразования и распределения заказов, подбор персонала и многие другие действия, о которых вы сейчас не догадываетесь.
Очень дорогое удовольствие
Если вы думаете, что вам удастся построить компанию в стиле Uber за условные три копейки, собранные с помощью трех F (family, friends, fools), то вы ошибаетесь. Платформа, подобная Uber, будет стоить минимум десятки миллионов рублей, а скорее — намного больше, в зависимости от конкретного рынка.
У вас не хватит собственных денег, потому что вам нужно быстро стать большим, чтобы быть эффективным. Для таких платформ очень важен сетевой эффект, они хорошо работают (а значит, приносят деньги), только когда и покупателей, и продавцов много. Вам придется привлекать значительные инвестиции, а значит, «продавать себя» инвесторам и убеждать их в том, что их вложения не просто окупятся, а окупятся многократно. Вы должны показать, какой гигантский кусок пирога собираетесь откусить. И только после этого просить денег.
Младенец растет слишком быстро
Если обстоятельства сложатся благоприятным для вас образом, вас подстерегает опасность иного рода. Вы уверены, что морально готовы к кратному росту? При взрывном росте чрезвычайно непросто сохранить управляемость бизнеса.