10 отличных фильмов об эпидемиях: от Швеции до Японии, от 1950-х до наших дней
Какое кино об эпидемиях снимали в разных странах в разные эпохи? 10 заразительных примеров.
В онлайн-кинотеатрах — ажиотажный спрос на “Заражение” Стивена Содерберга. Режиссеру удалось скрестить драйв фильма-катастрофы с педантичностью научного исследования. Эпидемия у Содерберга выглядит куда страшнее, чем в реальности, — миллионы погибших, мародерство, свалки на улицах. Но механику распространения вируса (грязный рынок в Китае — аэропорты — страны первого мира) и логику поведения властей (закрытие границ — добровольная самоизоляция — принудительный карантин — борьба с дезинформацией) Содерберг предсказал пугающе точно. Впрочем, есть подозрение, что “Заражение” вы уже посмотрели. Ниже — десять других отличных фильмов об эпидемиях, снятых в разные годы в разных странах. Из каждого можно сделать много интересных выводов. И как минимум один из них — тот, что в 2020 году жить под карантином не так уж и страшно.
“Год чумы” (El año de la peste, Мексика, 1979)
Удивительный фильм: место действия — Мексика XX века, но в основе — английский роман Даниеля Дефо (да, того самого автора “Робинзона Крузо”), написанный в XVIII веке. Причем Дефо стилизовал свой “Дневник чумного года” под хроники реальной эпидемии в Лондоне в 1665 году, и исследователи до сих пор спорят: придумал ли писатель что-то вроде мокьюментари или использовал настоящие дневники своей семьи. Фильм, впрочем, на роман не похож — над сценарием работал Габриэль Гарсиа Маркес (за годы до издания собственной “Любви во время холеры”), позаботившийся о том, чтобы текст из натурфилософского превратился в сентиментальный. Маленький городок пытается спасти врач, но его предупреждениям об эпидемии никто не верит. Смотреть в 2020 году фильм 1979 года о том, как власти скрывают информацию, довольно забавно. Но в свое время картина взволновала страну — и собрала все главные премии Киноакадемии Мексики.
“Одесса” (Россия, 2019)
Советский Союз, 1970-е годы, дом-колодец в Одессе. Город на карантине — холера. Московский журналист (Евгений Цыганов) привозит к дедушке (Леонид Ярмольник) и бабушке (Ирина Розанова) внука, но настоящим ребенком, подростком и юношей, переживающим ярчайшее приключение жизни, в этой истории окажется он сам — немолодой, уставший, погасший мужчина. Эпидемия холеры, игривая близость смерти, давление одурманенных аномальной жарой родных и оставшаяся в Москве жена, превратившаяся из близкого человека в скрипучий голос в трубке, — достаточные для героя причины, чтобы утонуть в странной, отчаянной, запретной и, к сожалению, иллюзорной любви. Кажется, уже упомянутому Габриэлю Гарсии Маркесу фильм Валерия Тодоровского бы понравился: у “Одессы” и “Любви во время холеры” похожие гены.
“Вирус” (Япония, 1980)
В этом японском фильме-катастрофе, как и в “Годзилле”, источником беды по понятным причинам становятся американские военные и ученые. Вирус, убивающий почти все человечество, называется “итальянским гриппом” и путешествует по миру в экономклассе самолетов. А спрятаться от него можно лишь там, где свирепствуют минусовые температуры, так что немногие выжившие отправляются в Арктику и Антарктику. В борьбу за жалкие клочки земли (в финале — и вовсе айсберг) ввязываются СССР и США. А выживают только любовники. Японский “Вирус” — триллер, заставляющий фантазировать о геополитике за кулисами эпидемий. И радоваться, что на дворе не 1980 год.