Долгие десятилетия память о Первой мировой войне была на задворках истории

Знание – силаИстория

Российская память о Первой мировой войне: от раскола к консенсусу?

Ольга Поршнева

Сегодня очевиден рост интереса к истории Первой мировой войны не только в среде профессиональных исследователей, но и в российском обществе. В современной России «возвращение памяти» о «Великой войне», как называли ее современники, в большой степени связано с формированием в массовом сознании представлений о преемственности исторического развития страны, тысячелетней российской истории. Это происходит под влиянием переосмысления исторического опыта, актуальных общественных запросов, целенаправленной государственной политики памяти1.

1. Под политикой памяти мы понимаем публичные действия представителей государства и общества, связанные с трактовками и оценками прошлого: мемориальные кампании и ритуалы, научно-образовательные и воспитательные практики.

Однако так было не всегда: долгие десятилетия память о Первой мировой, – «империалистической», войне была в нашей стране на задворках исторического сознания. Революция 1917 года, потрясения Гражданской войны вытеснили «империалистическую» войну «на обочину» исторической памяти, война рассматривалась лишь как предыстория, прелюдия Революции. Большевистская политика памяти встраивала образ «империалистической» войны в более масштабное повествование о возникновении советского государства, в результате чего память о мировой войне стала составляющей памяти о Революции.

Большевистская концепция Первой мировой войны базировалась на теории справедливых и несправедливых войн, разработанной основоположниками марксизма и конкретизированной Лениным. Она позволяла обосновать пораженчество большевиков идеями «превращения войны империалистической в войну гражданскую», борьбы с собственными правительством и буржуазией как разновидности «справедливых» войн. Ленинские идеи об империалистических войнах как войнах несправедливых были развиты в 1920‑е годы в трудах историка-марксиста Михаила Николаевича Покровского (1868—1932). Покровский обосновал тезис о виновности царского правительства в возникновении войны и впервые назвал мировую войну «забытой» для России. В работе «Империалистическая война» он писал: «Империалистическая война у нас в СССР забыта больше, чем где бы то ни было», «Старое сожжено дотла: стоит ли вспоминать, из чего была сделана сгоревшая постройка?», объясняя «стирание» памяти крахом старого режима и разрывом с дореволюционным прошлым. Такой подход определял отказ от почитания и увековечивания памяти павших в войне за «империалистические цели» царского правительства.

Девять европейских королей на одном фотоснимке, май 1910 года. Cлева-направо: стоят король Норвегии Хокон VII, царь Болгарии Фердинанд I, король Португалии Мануэл II, германский император и король Пруссии Вильгельм II, король Греции Георг I и король Бельгии Альберт I. Сидят короли: Испании – Альфонсо XIII, Великобритании и Ирландии – Георг V, Дании – Фредерик VIII

Большевики активно использовали образ «империалистической войны» не только для обоснования своего права на власть, но и для воспитания «нового человека», с новым видением мира, включающим новую картину прошлого. Задача формирования нового исторического сознания реализовывалась в системе образования и политического просвещения, с помощью новых праздников и ритуалов, массовых пропагандистских, агитационных, «перформативных» (игровых, театрализованных) кампаний.

Важную роль в концептуализации событий 1914—1922 годов сыграла созданная в 1920‑м Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б) – Истпарт. Истпарт вел работу по собиранию материалов по истории большевистской партии и революционного движения в целом, публиковал собранные документы. Масштабным проектом, осуществлявшимся в 1920‑х годах под эгидой Истпарта, стал сбор воспоминаний участников «империалистической войны», Революции и Гражданской войны, проведение «вечеров воспоминаний». Истпартом и другими научно-пропагандистскими и политико-идеологическими структурами задавался алгоритм воспоминаний в виде перечня вопросов, помогающих связать описание событий в единое, идеологически верное, повествование. Объединение памяти об империалистической и Гражданской войнах, ее «правильное» представление были условием проведения вечеров воспоминаний Обществами бывших участников империалистической войны, создававшимися в СССР в 1920‑е годы, в Антивоенный день 1 августа, отмечавшийся с 1929 года. Организованные «сверху» вечера воспоминаний стали одной из эффективных форм политического контроля над памятью ветеранов. Несмотря на присутствие в воспоминаниях выходящих за предписанные рамки описаний событий, в целом ветераны высказывались в публичном пространстве в русле официальных установок. Показателен следующий пример. К 5‑летию создания Красной армии в ноябре 1922‑го Политуправление РККА через прессу объявило о сборе воспоминаний для их дальнейшей публикации. В присланных текстах отчетливо проглядывала тенденция политизации памяти, независимо от того, искренни ли были в своих мемуарных размышлениях авторы. Так, проживавший в Башкирии В. Шлепенков, приславший воспоминания «Организация Красной гвардии на Урале», как бы отчитывался перед политическими наставниками о выученных уроках, когда писал:

«Вопросы:

За что страдали и кто страдал в империалистической бойне? Страдали рабочие и крестьяне, за обогащение тех же кровожадных капиталистов и помещиков, которые высасывали последние соки из трудящегося класса.

За что же боремся мы теперь в Красной армии?

Мы боремся за укрепление Советской власти, за восстановление народного хозяйства страны, мы боремся за то, чтобы не допустить того рабского времени, которое мы терпели несколько тысячелетий до 1917 г., чтоб не допустить тех монархистов – эксплуататоров, которые варварски издевались над рабочим и крестьянином России».

Целенаправленное внедрение в общественное сознание мифологемы Революции сопровождалось забвением и «ре-интерпретацией» реального опыта участия в Первой мировой войне, вытеснением «неудобных» и «идеологически вредных» воспоминаний. В то же время существовала социально-психологическая почва для принятия фронтовиками большевистского варианта памяти: разочарование в лозунгах и целях войны, ярко проявившееся в условиях Революции 1917 года, негативный окопный опыт солдат, переживание ими социальной несправедливости и обиды по отношению к привилегированным верхам. Большевистская концепция как бы предлагала идейно-психологическое «возмездие» угнетателям в виде Революции, наказавшей тех, кто втянул в войну и обрек солдат и трудящиеся массы на страдания.

Память о мировой войне конструировалась у современников не только посредством специальной идеологической обработки и контроля, но и, как уже отмечалось, с помощью приобщения к новым ритуалам и праздникам. Праздничные церемонии, посвященные годовщинам и юбилеям войны, стали важным механизмом формирования нового исторического сознания, утверждения взглядов на историю, которые еще только вырабатывались. Именно в первой половине 1920‑х подготовка к годовщинам и юбилеям стала сопровождаться постановлениями ЦК РКП(б), в которых определялись не только формы празднования, характер мероприятий, но и позиции и оценки, которые должны были стать основой идейного содержания всей литературы, всех выступлений, посвященных знаменательным датам. Однако в 1920‑е годы, в отличие от 1930‑х, широко поощрялись разнообразные формы творческой инициативы, не противоречившие идеологическим установкам. Это своеобразие советского праздника 1920‑х годов ярко проявилось в главном юбилейном мероприятии межвоенного периода, посвященном Первой мировой войне – массовой кампании «Неделя борьбы против империалистических войн», проводившейся в 1924 году с 27 июля по 4 августа в ознаменование 10‑летия начала войны. С одной стороны, ее подготовка велась централизованно и строжайше регламентировалась. 11 июня 1924 года, по Постановлению Секретариата Исполкома Коминтерна, была создана Комиссия по подготовке Недели борьбы против войны. Она развернула широкую пропагандистскую кампанию за рубежом, в которую были вовлечены не только коммунистические партии, но и общественные организации левого толка. Подготовкой

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство

Как актуальное искусство будет развиваться в России

СНОБ
Это сладкое слово «секреты» Это сладкое слово «секреты»

Какие секреты в деле убийства Кеннеди еще не были рассекречены?

Дилетант
Не сахарный, но растает Не сахарный, но растает

Сибирские гляциологи изучают, как возникают ледники и как они эволюционируют

Наука
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет

Чем дети перестройки отличаются от современных

СНОБ
В природе вещей В природе вещей

Спокойный стиль, природные оттенки и люксовая мебель в интерьере виллы

SALON-Interior
В битвах вокруг ИИ победят корпорации В битвах вокруг ИИ победят корпорации

Государствам нужно ускориться в регулировании искусственного интеллекта

Монокль
О корт, ты — мир О корт, ты — мир

Андрей Рублев добавил теннису эмоций

Men Today
... а вместо сердца пламенный... ротор! ... а вместо сердца пламенный... ротор!

Почему роторным двигателям не удалось завоевать мир?

Зеркало Мира
Уходят в лед Уходят в лед

Российская полярная наука переживает настоящий ренессанс

Men Today
Сила любви! Исследование показало, что у людей в браке совпадает кровяное давление! Сила любви! Исследование показало, что у людей в браке совпадает кровяное давление!

Супруги могут иметь "зеркальное" высокое кровяное давление

ТехИнсайдер
Законы взаимного притяжения: 4 вопроса юнгианскому аналитику о выборе партнера Законы взаимного притяжения: 4 вопроса юнгианскому аналитику о выборе партнера

Почему некоторые люди притягивают настолько сильно, что становятся партнерами?

Psychologies
Машины времени Машины времени

11 лучших автомобилей российского рынка 2023 года

Men Today
Инструкция для скромниц Инструкция для скромниц

О том, как без стеснения обсуждать интимные фантазии с партнером

Лиза
Как вещи влияют на вашу жизнь: 3 вопроса, чтобы сделать быт источником счастья Как вещи влияют на вашу жизнь: 3 вопроса, чтобы сделать быт источником счастья

Мы очень хотим жить по собственному сценарию. Но не у всех это получается

Psychologies
«Худшая компания в нашей истории» «Худшая компания в нашей истории»

Скандальная история ArcelorMittal в Казахстане подходит к концу

Монокль
ЦБ предупреждает ЦБ предупреждает

Частные инвесторы становятся активнее, но чаще пытаются манипулировать рынком

Монокль
5 неожиданных фактов о женщинах и мужчинах с короткой стрижкой 5 неожиданных фактов о женщинах и мужчинах с короткой стрижкой

Короткая стрижка может сказать много интересного о своем обладателе

Psychologies
Блокчейн: прозрачное будущее человечества Блокчейн: прозрачное будущее человечества

Что принципиально нового принесет блокчейн в нашу жизнь?

Знание – сила
Татьяна Столяр — о коллекционировании, терапии и умении говорить «нет» Татьяна Столяр — о коллекционировании, терапии и умении говорить «нет»

Коллекционер Татьяна Столяр — о ее взаимоотношения с современным искусством

РБК
Фильм «Убийцы цветочной луны» с ДиКаприо и Де Ниро — кульминация творчества Мартина Скорсезе Фильм «Убийцы цветочной луны» с ДиКаприо и Де Ниро — кульминация творчества Мартина Скорсезе

«Убийцы цветочной луны» — синтез всего лучшего из карьеры Скорсезе

Правила жизни
«Мы нравимся другим больше, чем думаем»: 2 причины недооценки симпатии «Мы нравимся другим больше, чем думаем»: 2 причины недооценки симпатии

Почему мы плохо распознаем симпатию к себе?

Psychologies
Сколько стоит адаптироваться к климату Сколько стоит адаптироваться к климату

Изменения погодных условий как один из драйверов инвестиций в перспективе

Агроинвестор
Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях

Отрывок из книги «Фабрика счастливых граждан» об экономике счастья

Forbes
(Не) как у всех (Не) как у всех

Кухня — безупречный образец бесконечных повторений

Grazia
Инновации, рожденные из боли: как соединить медицину и дизайн Инновации, рожденные из боли: как соединить медицину и дизайн

Как личная практика подтолкнула героя на создание революционных технологий

ФедералПресс
«У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть «У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть

Стали ли мы менее жестокими, чем наши предки? Спорный вопрос

Psychologies
Место силы Место силы

Однокомнатная квартира с вдохновляющим и наполняющим силами интерьером

Идеи Вашего Дома
Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору

Как взрастить внутренний стержень?

Правила жизни
Открыть в приложении