«Малые дела» для «малой родины»
Земские школы как образовательный проект

Что вспоминается в связи с земством, земской школой? Возможно, Лидия Волчанинова, сестра незабвенной Мисюсь из чеховского «Дома с мезонином».
«Лидия была учительницей в земской школе у себя в Шелковке и получала двадцать пять рублей». Она далеко не симпатична главному герою, художнику. Ее работа в земстве представляется ему вредной и даже опасной: «Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями… Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а еще больше порабощаете,.. внося в их жизнь новые предрассудки…» Лидия же на это отвечает: «Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы – правы». Вечный спор между защитниками (и идеологами) «малых дел» и их противниками!
Так что же такое земские школы? Земства, выборные органы местного самоуправления, просуществовали с 1864 по 1919 год. Алексей Александрович Бакунин (брат Михаила и Павла Бакуниных), ботаник, в середине шестидесятых годов говорил о роли земства в народном образовании и советовал молодым людям идти работать в земство. В Тверской губернии, уроженцами которой были Бакунины, в одной из первых появились школы для детей крестьян.

Павел Павлович Максимович (1816—1892) после окончания Морского корпуса в 1836 году остался преподавателем и воспитателем в гардемаринском классе, но уже тогда он интересовался народным образованием в странах Европы. В 1848 году он вышел в отставку и поселился в своем имении в Тверской губернии. Так называемые «школы грамоты» существовали уже давно – в крестьянской избе мог учить читать и считать небольшое количество детей дьякон соседней церкви, но это Павлу Павловичу, конечно, представлялось недостаточным, он размышлял о создании библиотек, о сети подготовки учителей. Но начал он все-таки тоже с малого: организовал школу для крестьянских детей в своем имении. А в 1870 году открыл (за свой счет) женскую учительскую школу с целью дать образование девушкам, желающим стать учительницами в деревенских школах. С 1865 по 1880 годы Максимович был гласным (так назывался член собрания с решающим голосом). Гласным был и Василий Николаевич Линд, близко общавшийся с семьей Бакуниных. Еще в 1868 году он предлагал к обсуждению проект А. А. Бакунина об учреждении школ уездными земствами. В Торжке по его предложению земское собрание решило образовать училищный фонд за счет средств, полученных от уплаты недоимок прежних лет и за счет погашения долгов помещиков земству.

Максимович и Линд, как и прочие, активно работающие в земстве, владели поместьями в Тверской губернии. Каждый из них имел хорошее образование. И эти европейски образованные люди считали своим главным делом просвещение народа.
П. П. Максимович постоянно организовывал учительские съезды. В 1882 году вместе с сыном Сергеем (по образованию инженером, но тоже занимающимся проблемами народного образования) пожертвовал 500 рублей на съезд учительниц, выпускниц своей школы. Сразу после смерти Максимовича в 1892 году было создано первое в России справочно-педагогическое бюро по народному образованию. В 1900 году Кашинское земство устроило образцовую школу имени Максимовича и учредило годовую стипендию.
Когда говорят о народном образовании, конечно, упоминают и о Федоре Измайловиче Родичеве. Родичев, гласный земского собрания Весьегонского уезда и председатель Весьегонского училищного совета, считал, что «школа в сознании населения должна быть столь же непререкаемым и необходимым учреждением, как церковь».