Как дикий империализм, облачившись в «цивилизованный костюм», делил Африку

Знание – силаИстория

Когда Африку разрезали как пирог…

Александр Волков

Адальберт фон Рёсслер. Конференция по Конго (крайний слева за столом – русский дипломат, граф П.А. Капнист). 1884 год

Сто сорок лет назад, поздней осенью 1884 года, рейхсканцлер Германской империи Отто фон Бисмарк встречал в Берлине делегации 13 ведущих зарубежных государств. Предстояла важная конференция. Участники этой встречи в верхах обсуждали, как поделить Африканский континент на сферы влияния. Говоря приземленным языком: высокие гости, съехавшиеся в столицу Германии, собирались «разрезать» Африку, как пирог, на несколько порций и раздать их собравшимся. Дикий империализм облачился в «цивилизованный костюм» для того, чтобы не допустить военного столкновения европейских держав где-нибудь в экваториальных лесах или среди бескрайних саванн.

В этом климате очень трудно сосредоточиться и не наделать ошибок. Джозеф Конрад. Сердце тьмы

Бисмарк встречает гостей

В Берлин съехались лидеры мировой политики. Здесь были представители могущественных империй: Британской и Российской, Османской и Австро-Венгерской. Посланники крупнейших республик: Франции и США. Делегаты других европейских государств, – Италии, Испании, Бельгии, – мечтавшие увеличить свои скромные владения в разы, присовокупив к ним, например, Конго.

Первое заседание открыл князь Бисмарк, произнесший речь на французском языке. «Наши правительства, – сказал он, – разделяют желание цивилизовать коренных жителей Африки. Мы должны торговать с Африкой, просвещать ее народы и положить конец рабовладению».

Итак, в течение четырех месяцев, с 15 ноября 1884 по 26 февраля 1885 года, в рейхсканцелярии на Вильгельмштрассе 77, в бывшем дворце прусского магната и белорусского князя Антония Радзивилла, решалась судьба Африки. Участники конференции провели десять заседаний, обсуждая принципы раздела целого континента, который еще несколько десятилетий назад выглядел большим белым пятном на географических картах – в начале XIX века обширные области Африки еще не были исследованы европейцами, хорошо знакомыми тогда лишь с ее прибрежными районами.

Карикатура, появившаяся в январе 1885 года во французском журнале «L'illustration», изображала Бисмарка, разрезавшего Африку, словно торт или пирог

Эта конференция политических тяжеловесов решала сложную задачу. Споры вокруг будущего Африки неминуемо обостряли внутриевропейские споры. Всего полтора десятилетия назад позором для Франции завершилась франко-прусская война. Еще два десятилетия назад Пруссия воевала с Австрией, а Австрия – с Италией. Еще три десятилетия назад большинство государств Европы были втянуты в Крымскую войну. Теперь ожесточенные споры вокруг «африканского наследства» могли разбередить старые раны.

Споры же были неизбежны. Ожидалась «бесплатная» раздача огромных территорий, которые изобиловали сырьевыми и людскими ресурсами. Все хотели получить «мандаты» на завоевание этих бесхозных стран – тем более, что захватить земли, защищаемые лишь копьями и ножами, европейским армиям не составляло труда.

Окончательное решение принимали «господа европейцы». Мнение тех, кого оно касалось больше всего, мнение «негров», как тогда говорили, не рассматривалось и не принималось во внимание. На конференцию в Берлине не пригласили ни одного африканца вообще. Африка ведь была Terra nullius, «ничейной землей», объектом интересов разных европейских держав, объектом, не имевшим прав на свое мнение, объектом с «нулевой субъектностью». Африка была добычей, которую предстояло поделить. Возможные возражения туземцев допускалось пресекать огнестрельным оружием.

История с порабощением

Подобное отношение к Африке имело многовековую традицию. С началом эпохи Великих географических открытий европейские страны постепенно захватывали один участок африканского побережья за другим. Эта политика была освящена авторитетом римской католической церкви. Завоевателей Африки с середины XV века напутствовали римские папы.

Так, в 1454 году папа Николай V разрешил португальскому королю – по мере надобности – применять насилие при захвате земель в Африке, «дабы сделать их своею собственностью и извлекать из этого пользу».

Европейцев влекла в Африку очень прибыльная торговля тамошним сырьем – пряностями, древесиной тропических деревьев и… рабами. Долгое время колонизаторы старались не проникать вглубь континента. Это считалось опасным, да и ненужным. Всё, что им требовалось для торговли, они получали на берегах Африки.

Работорговля была бедствием для Африки. Рисунок из книги Горация Уоллера «Последние дневники Давида Ливингстона, описывающие его пребывание в Центральной Африке с 1865 года до его смерти» (1874)

Лишь два столетия спустя, в середине XVII века, начинается постепенная колонизация целых областей Африки. Первые европейские колонии появились в приморских районах на юге континента, где климат был схож со средиземноморским.

Голландцы, захватившие мыс Доброй Надежды, расселяются в его окрестности, осваивают Капский полуостров. Это – предки тех самых буров, что на рубеже XX века поведут за эти земли неравную, безнадежную войну с англичанами. Примерно в то же время португальцы окончательно берут под свой контроль форт Сан-Паулу-ди-Луанда, ставший форпостом португальской экспансии в Анголе. В 1752 году португальские владения в Восточной Африке официально объявлены колонией Мозамбик. В 1798 году революционная Франция снаряжает военную экспедицию в Египет и ненадолго оккупирует «страну пирамид». В 1830—1840‑х годах французы захватывают Алжир. Тем временем на западном побережье Африки возникает «страна свободы», основанная отпущенными на волю американскими рабами. В 1847 году они объявляют о создании нового независимого государства – Республики Либерия. В 1861 году Великобритания захватывает другую область западного побережья Африки (Лагос и его окрестности). Сегодня та входит в состав Республики Нигерия, причем до декабря 1991 года Лагос был ее столицей. Вскоре, в 1873—1874 годах, британцы оккупируют там же, на западе Африки, королевство Ашанти (будущая Гана). В 1869 году завершается строительство Суэцкого канала. Его появление не только значительно сокращает морской путь в Индию, но и облегчает завоевание восточной части Африки.

Борьба за Африку

Еще недавно не изученная часть света, лежавшая к югу от Европы, манила европейцев, как клад, отрытый из-под спуда земли. Теперь, когда внутренние области Африки, словно явившись из тумана, проступили на белой пелене географических карт, все мечтали завладеть новыми странами, полными неведомых пока богатств. Развернулась «Scramble for Africa», борьба за Африку, как назвала этот нараставший ажиотаж лондонская газета «Таймс».

Последние белые пятна с карты Африки исчезли благодаря подвигам путешественников, исследовавших глубинные районы континента, его кернланд. Новые названия, нанесенные на карту, подсказывают, откуда прибыли люди, сделавшие те или иные открытия. Вот огромный след, оставленный британскими путешественниками: водопад Виктория, озеро Виктория, озеро Альберт, озеро Эдуард. С каждой карты этот озерный край прославляет британский королевский дом: королеву Викторию, ее супруга, ее старшего сына. Каждое из великих африканских озер кажется незабвенным украшением, подаренным одному из представителей королевской династии.

Депутат рейхстага Герман Дитрих любуется охотничьим трофеем – крокодилом, убитым на берегу озера Виктория. Германская Восточная Африка. 1906 год

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
«Начинать нужно с пороха» «Начинать нужно с пороха»

Михаил Хубутия о форуме «ORЁLEXPO 2024» и проблемах отрасли товаров для охоты

Деньги
Жизнь – игра Жизнь – игра

Галантный век: как дух эпохи отражается в нескольких предметах

Вокруг света
Братья и сестры: обида длиною в жизнь Братья и сестры: обида длиною в жизнь

Как наладить отношения с братом или сестрой

Лиза
Четыре всадника прогресса Четыре всадника прогресса

Футуролог — о неизбежности ИИ, крахе фармы, космической платине и энергетики

ТехИнсайдер
Как написаны «Старосветские помещики»: отрывок из книги Как написаны «Старосветские помещики»: отрывок из книги

Отрывок из книги «Базаров порезал палец»

СНОБ
Ученые рассказали о «клетке Шрека» в мозге людей! Вот как она влияет на память Ученые рассказали о «клетке Шрека» в мозге людей! Вот как она влияет на память

Как отдельные клетки мозга в гиппокампе реагируют на имена известных людей

ТехИнсайдер
На чем цвет стоит На чем цвет стоит

Осени к лицу желтый цвет, чего не скажешь о ваших зубах. Как сделать их белыми?

Men Today
Маша Трауб: Успех рождается из неравнодушия, а не из попытки угадать спрос Маша Трауб: Успех рождается из неравнодушия, а не из попытки угадать спрос

Маша Трауб — о том, как написать сказку, где танцуют макароны и котлеты

СНОБ
Фотоохота Фотоохота

Георгий Кардава — один из самых интересных и самобытных фотографов

Men Today
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
Геологоразведке нужны гарантии Геологоразведке нужны гарантии

Структура добычи углеводородов в России может существенно измениться

Деньги
Женские дела Женские дела

Гинекологические заболевания можно избежать, если вовремя обратиться к врачу

Лиза
Квантовая готовность: ждет ли бизнес новая технологическая революция Квантовая готовность: ждет ли бизнес новая технологическая революция

Существует риск проспать квантовую революцию, считает Андрей Скорочкин

Forbes
Что они несут Что они несут

Многие из образов киноперсонажей определяют моду на десятилетия вперед

Men Today
В мыле: краткая история стирки от древнего Вавилона до наших дней В мыле: краткая история стирки от древнего Вавилона до наших дней

Как и чем чистили ткани до того, как начали сыпать белый порошок в лоток машинки

Правила жизни
Можно ли выстроить здоровые отношения с алкоголем? Можно ли выстроить здоровые отношения с алкоголем?

Как пить так, чтобы не развилась алкогольная зависимость?

Psychologies
«Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней «Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней

Psychologies вспоминает судьбы нескольких «артистов одного хита»

Psychologies
«Криминальному чтиву» Тарантино 30 лет. Вспоминаем, как создавался культовый криминальный роман «Криминальному чтиву» Тарантино 30 лет. Вспоминаем, как создавался культовый криминальный роман

«Криминальное чтиво»: создание и влияние культовой картины Тарантино

Правила жизни
Думать про далекое будущее: как женщины руководят НКО и решают социальные проблемы Думать про далекое будущее: как женщины руководят НКО и решают социальные проблемы

С чем сталкиваются женщины в кризисных ситуациях и где найти силы продолжать

Forbes
Более половины зумеров считают критику в свой адрес на работе знаком личной неприязни Более половины зумеров считают критику в свой адрес на работе знаком личной неприязни

Зумеры воспринимает критику в свой адрес на работе как знак личной неприязни

Forbes
Обсессивно-компульсивное расстройство: что это такое, как распознать и чем лечить Обсессивно-компульсивное расстройство: что это такое, как распознать и чем лечить

Как распознать грань, после которой наши ритуалы мешают жить?

Psychologies
Красота на пальцах Красота на пальцах

Лучшие драгоценности в кино, сделавшие драматический сюжет лучше

Правила жизни
Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности

Из чего состоят реставрационные процессы в Эрмитаже и кто за них в ответе

Forbes
Наталия Защипина: «С Сатирой связана вся моя жизнь!» Наталия Защипина: «С Сатирой связана вся моя жизнь!»

Плучек все-таки оттащил меня от кино. А Андрюшка Миронов меня ругал

Караван историй
«Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный» «Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный»

О том, как криптовалюты отбирают аудиторию у классических брокеров

Монокль
«Другой человек»: трагикомедия о том, как мужчины тоже переживают о своей внешности «Другой человек»: трагикомедия о том, как мужчины тоже переживают о своей внешности

«Другой человек»: мрачная трагикомедия о кризисе идентичности

Forbes
Осенние эфемероиды Осенние эфемероиды

На фоне конфетти из опавшей листвы не унимается ликование осенних цветов

Наука и жизнь
Хеллоуинское чтиво: мистические триллеры и детективы Хеллоуинское чтиво: мистические триллеры и детективы

Книги, которые создадут мистическое настроение

Maxim
Горизонт провален Горизонт провален

«Королевство»: полудокументальная драма про выпускной

Weekend
Открыть в приложении