Когда Африку разрезали как пирог…
Сто сорок лет назад, поздней осенью 1884 года, рейхсканцлер Германской империи Отто фон Бисмарк встречал в Берлине делегации 13 ведущих зарубежных государств. Предстояла важная конференция. Участники этой встречи в верхах обсуждали, как поделить Африканский континент на сферы влияния. Говоря приземленным языком: высокие гости, съехавшиеся в столицу Германии, собирались «разрезать» Африку, как пирог, на несколько порций и раздать их собравшимся. Дикий империализм облачился в «цивилизованный костюм» для того, чтобы не допустить военного столкновения европейских держав где-нибудь в экваториальных лесах или среди бескрайних саванн.
В этом климате очень трудно сосредоточиться и не наделать ошибок. Джозеф Конрад. Сердце тьмы
Бисмарк встречает гостей
В Берлин съехались лидеры мировой политики. Здесь были представители могущественных империй: Британской и Российской, Османской и Австро-Венгерской. Посланники крупнейших республик: Франции и США. Делегаты других европейских государств, – Италии, Испании, Бельгии, – мечтавшие увеличить свои скромные владения в разы, присовокупив к ним, например, Конго.
Первое заседание открыл князь Бисмарк, произнесший речь на французском языке. «Наши правительства, – сказал он, – разделяют желание цивилизовать коренных жителей Африки. Мы должны торговать с Африкой, просвещать ее народы и положить конец рабовладению».
Итак, в течение четырех месяцев, с 15 ноября 1884 по 26 февраля 1885 года, в рейхсканцелярии на Вильгельмштрассе 77, в бывшем дворце прусского магната и белорусского князя Антония Радзивилла, решалась судьба Африки. Участники конференции провели десять заседаний, обсуждая принципы раздела целого континента, который еще несколько десятилетий назад выглядел большим белым пятном на географических картах – в начале XIX века обширные области Африки еще не были исследованы европейцами, хорошо знакомыми тогда лишь с ее прибрежными районами.
Эта конференция политических тяжеловесов решала сложную задачу. Споры вокруг будущего Африки неминуемо обостряли внутриевропейские споры. Всего полтора десятилетия назад позором для Франции завершилась франко-прусская война. Еще два десятилетия назад Пруссия воевала с Австрией, а Австрия – с Италией. Еще три десятилетия назад большинство государств Европы были втянуты в Крымскую войну. Теперь ожесточенные споры вокруг «африканского наследства» могли разбередить старые раны.
Споры же были неизбежны. Ожидалась «бесплатная» раздача огромных территорий, которые изобиловали сырьевыми и людскими ресурсами. Все хотели получить «мандаты» на завоевание этих бесхозных стран – тем более, что захватить земли, защищаемые лишь копьями и ножами, европейским армиям не составляло труда.
Окончательное решение принимали «господа европейцы». Мнение тех, кого оно касалось больше всего, мнение «негров», как тогда говорили, не рассматривалось и не принималось во внимание. На конференцию в Берлине не пригласили ни одного африканца вообще. Африка ведь была Terra nullius, «ничейной землей», объектом интересов разных европейских держав, объектом, не имевшим прав на свое мнение, объектом с «нулевой субъектностью». Африка была добычей, которую предстояло поделить. Возможные возражения туземцев допускалось пресекать огнестрельным оружием.
История с порабощением
Подобное отношение к Африке имело многовековую традицию. С началом эпохи Великих географических открытий европейские страны постепенно захватывали один участок африканского побережья за другим. Эта политика была освящена авторитетом римской католической церкви. Завоевателей Африки с середины XV века напутствовали римские папы.
Так, в 1454 году папа Николай V разрешил португальскому королю – по мере надобности – применять насилие при захвате земель в Африке, «дабы сделать их своею собственностью и извлекать из этого пользу».
Европейцев влекла в Африку очень прибыльная торговля тамошним сырьем – пряностями, древесиной тропических деревьев и… рабами. Долгое время колонизаторы старались не проникать вглубь континента. Это считалось опасным, да и ненужным. Всё, что им требовалось для торговли, они получали на берегах Африки.
Лишь два столетия спустя, в середине XVII века, начинается постепенная колонизация целых областей Африки. Первые европейские колонии появились в приморских районах на юге континента, где климат был схож со средиземноморским.
Голландцы, захватившие мыс Доброй Надежды, расселяются в его окрестности, осваивают Капский полуостров. Это – предки тех самых буров, что на рубеже XX века поведут за эти земли неравную, безнадежную войну с англичанами. Примерно в то же время португальцы окончательно берут под свой контроль форт Сан-Паулу-ди-Луанда, ставший форпостом португальской экспансии в Анголе. В 1752 году португальские владения в Восточной Африке официально объявлены колонией Мозамбик. В 1798 году революционная Франция снаряжает военную экспедицию в Египет и ненадолго оккупирует «страну пирамид». В 1830—1840‑х годах французы захватывают Алжир. Тем временем на западном побережье Африки возникает «страна свободы», основанная отпущенными на волю американскими рабами. В 1847 году они объявляют о создании нового независимого государства – Республики Либерия. В 1861 году Великобритания захватывает другую область западного побережья Африки (Лагос и его окрестности). Сегодня та входит в состав Республики Нигерия, причем до декабря 1991 года Лагос был ее столицей. Вскоре, в 1873—1874 годах, британцы оккупируют там же, на западе Африки, королевство Ашанти (будущая Гана). В 1869 году завершается строительство Суэцкого канала. Его появление не только значительно сокращает морской путь в Индию, но и облегчает завоевание восточной части Африки.
Борьба за Африку
Еще недавно не изученная часть света, лежавшая к югу от Европы, манила европейцев, как клад, отрытый из-под спуда земли. Теперь, когда внутренние области Африки, словно явившись из тумана, проступили на белой пелене географических карт, все мечтали завладеть новыми странами, полными неведомых пока богатств. Развернулась «Scramble for Africa», борьба за Африку, как назвала этот нараставший ажиотаж лондонская газета «Таймс».
Последние белые пятна с карты Африки исчезли благодаря подвигам путешественников, исследовавших глубинные районы континента, его кернланд. Новые названия, нанесенные на карту, подсказывают, откуда прибыли люди, сделавшие те или иные открытия. Вот огромный след, оставленный британскими путешественниками: водопад Виктория, озеро Виктория, озеро Альберт, озеро Эдуард. С каждой карты этот озерный край прославляет британский королевский дом: королеву Викторию, ее супруга, ее старшего сына. Каждое из великих африканских озер кажется незабвенным украшением, подаренным одному из представителей королевской династии.