Что делать, если желание покупать выходит из-под контроля

ЗдоровьеПсихология

Шопинг без тормозов

Походы по магазинам – приятная составляющая предновогодних хлопот. Но иногда желание покупать не связано ни с какими событиями и выходит из-под контроля.

Текст: Татьяна Яковлева

Удовольствие от процесса

Посещение крупных торговых центров для многих давно стало не необходимостью, а формой приятного досуга. Здесь можно не только сходить в кафе или ресторан, посмотреть кино, зайти в детский развлекательный центр, но и увидеть, и купить множество самых разных товаров. Известный французский социолог Жан Бодрийяр, введший в середине ХХ века термин «общество потребления», навряд ли мог представить лучшую иллюстрацию этого понятия. Не купить в современном мире намного труднее, чем купить. Не случайно именно на потреблении строятся целые экономики, а маркетинг продаж становится всё изощрённее. И всё больше людей попадают в ряды шопоголиков или, как говорят специалисты, ониоманов, тех, кто испытывает непреодолимое, навязчивое желание покупать что-либо без всякой необходимости, а ради удовольствия от самого процесса.

Несмотря на то что ониомании нет в Международной классификации болезней, доказано, что у людей с зависимостью от шопинга в момент покупки в мозге активируются нейроны, ответственные за вознаграждение, как и у тех, кто зависим от алкоголя и наркотиков. Мощный выброс дофамина даёт кратковременный позитивный аффект – состояние эйфории и лёгкости и сигнализирует о том, что другая покупка позволит испытать это состояние ещё раз.

Радость и эйфория возникают именно в момент выбора, примерки и покупки, а не от использования купленных вещей, которые часто просто лежат дома с этикетками, забытые и ненужные.

Одна из самых распространённых причин незапланированного шопинга – стресс, попытка хоть немного уменьшить сложность настоящего и неизвестность будущего. Покупки создают иллюзию наполненности жизни, временно маскируя неудовлетворённость буднями. Не случайно шопоголизм чаще всего проявляется на фоне плохого настроения, тревожности, негативных эмоций и переживаний. По наблюдению психолога Юлии Глуховой: «Психика начинает искать способы себя успокоить, порадовать, получить дополнительную порцию гормона удовольствия дофамина. Кому-то для этого необходим кусочек торта, для кого-то – с головой уйти в компьютерные игры, а кто-то получает удовольствие от покупки вещей». При этом в эпоху кредитных карт, рассрочек и сплитов отнюдь не все отдают себе отчёт о тратах. Эти системы формируют иллюзию финансовой подушки: реальных денег нет, но есть баланс кредитки. А значит, можно порадовать себя визитом в торговый центр или на маркетплейс. Иногда такие покупки становятся не просто излишними, а приводят к проблемам в личном и семейном бюджете.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении