Мир поколения Альфа
Альфа – первое поколение детей, которое не застало мир без смартфонов и соцсетей. Как технологии и жизнь вокруг влияют на их развитие?

Чёрное зеркало
Поколением Альфа с подачи австралийского социолога и футуролога Марка Маккриндла называют детей, родившихся в 2010–2024 годы. Почему именно в этот период? Потому что в 2010 году Стив Джобс анонсировал выход iPad: «Это лучший опыт просмотра, который у вас когда-либо был!».
С этого момента мир изменился – новые технологии, доступная связь, искусственный интеллект, смартфоны, заменившие всё настолько, что всерьёз претендуют на роль ступени в пирамиде базовых человеческих потребностей Маслоу. Гаджеты попадают в детские ручки очень рано, малыши учатся свайпить раньше, чем говорить. Поэтому Альф называют ещё детьми iPad, «стеклянными» детьми (с отсылкой к экранам), даже цифровыми аборигенами. Одной ногой они в этой реальности, другой – в цифровой, и это совершенно естественно для них.
Чем дальше, тем раньше дети начинают пользоваться планшетами. Годам к 3–4, сообщает британское агентство Ofcom, многие сами способны включить себе мультики.
Но вот что интересно – вскоре после появления iPad журналисты спросили Джобса, как новинка понравилась его детям. Стив невозмутимо ответил: «Никак. Мы ограничиваем использование технологий нашими детьми». Кстати, он не один такой – тот же Билл Гейтс жёстко контролировал экранное время в своей семье.
А в Силиконовой долине и сейчас очень популярна вальдорфская школа, где доступ к гаджетам ученики получают только в старших классах.
Как они думают и учатся
Развитие цифровых технологий ускорила пандемия, когда мир ушёл на карантин. Общение, развлечение и обучение перетекло в онлайн – и с тех пор многое там, в Сети, и осталось. Альфа меньше выходят в люди, их даже называют «поколением хоумлендеров», то есть домоседов. Растёт процент учеников, поменявших традиционную школу на альтернативные варианты, в том числе онлайн и семейное обучение.
Общаются они, по данным Dubit Research, всё больше на социальных и игровых платформах. От онлайн-активности зависит и социальный статус, и дружеские отношения. Альфы всё знают про цифровой этикет, выдумывают свои мемы и сленг, высмеивают старшие поколения. Те взамен грозят отобрать планшет и посмотреть, что будет.
Мозг детей, погруженных в цифру, за день получает столько информации, сколько пару веков назад человек не получил бы за всю жизнь. Он к этому вполне адаптировался и выбирает из потока фактов только те, что нужны сейчас. Но при этом теряет способность концентрироваться и воспринимать большие объёмы информации – например, длинные тексты.
Альфа, воспитанные планшетами, книгам предпочтут картинки и видеоролики. Клиповое мышление вытесняет системный подход. Поэтому классические образовательные стратегии им не подходят. Школам приходится выдавать обучающий контент небольшими порциями, использовать мультимедиа, переключаться на проектную работу. И смириться с тем, что выполнение домашних заданий школьники давно поручили чат-ботам.
Окей, Гугл
Альфы считаются знатоками цифровых технологий, но это не всегда так. Как показывают исследования, проведённые в НИУ ВШЭ, миллениалы и зумеры разбираются в том, что как работает и где подкрутить, если сломалось, гораздо лучше. Эмпирический опыт учителей информатики подтверждает – пальчики, привыкшие свайпить, не справляются с компьютерной мышью.
