Замкнутый круг: почему именно женщины стимулируют развитие циклической экономики
Соосновательница онлайн-сервиса аренды вещей Next2U.ru Екатерина Крайнова разбирается, почему в шеринг-экономике больше женщин — и как пользователей продуктов, и как предпринимателей, которые их создают
Принцип шеринга (совместного потребления) — одно из пяти направлений развития экономики замкнутого цикла, но, безусловно, одно из важнейших: «шерить» может начать любой человек, для этого не нужно специальных знаний и подготовки.
12 лет назад назад две американские подруги, Дженнифер Хайман и Дженнифер Флейсс, основали компанию Rent the Runaway и фактически запустили новый тренд, благодаря которому все больше женщин открывают бизнес на рынке совместного потребления, становясь важной частью циклической экономики. Например, в 2016 году предпринимательницы Елена Мурадова, Екатерина Макарова и Лориана Сардар, вдохновившись опытом Европы, основали в Москве каршеринг-сервис BelkaCar, автопарк которого насчитывает 5000 автомобилей, а сама компания вошла в топ-3 операторов каршеринга в России.
По данным компании Next2U.ru, женщины составляют около 95% пользователей сервисов аренды различных вещей. Это связано с тем, что женщины в принципе гораздо активнее участвуют в экономике замкнутого цикла.
Женщин больше волнует экология
В отличие от традиционной линейной системы «производство — потребление — выброс» циклическая экономика ставит перед собой задачу полностью отказаться от использования новых природных ресурсов. Переработка материалов и их многократное использование — основные методы борьбы с климатическим кризисом.
По данным разных исследований, женщины вовлечены в экодвижение гораздо больше мужчин. Это очень наглядно проявляется в повседневности: 71% женщин стараются жить более экологично, по сравнению с 59% мужчин, то есть женщины чаще выбирают экотовары, чаще используют многоразовую тару, более ответственно сортируют мусор, употребляют больше растительной пищи, предпочитают общественный транспорт.
Интересы природы в сфере политики и бизнеса также представлены в основном женщинами. В исследовании Global Labor Organization 2018 года Gender and climate change выявлена взаимосвязь: чем больше женщин во власти, тем успешнее в стране кампании по борьбе с изменением климата. Также существуют эмпирические данные 2020 года, показывающие, что женщины в советах директоров продвигают более эффективные экологические стратегии. Именно вовлеченность женщин в экоповестку является одним из решающих факторов, почему они выбирают шеринг-сервисы как пользователи и как предприниматели.