Верить нельзя проверить
Похоже, в яхтенной индустрии наметилась новая тенденция, связанная с оценкой жизненного цикла прогулочных судов с точки зрения их совокупного карбонового следа. Для этого проводится LCA (Life Cycle Assessment) — экологическая экспертиза, которая оценивает не только готовую яхту или ее отдельный компонент, но также производственные процессы и урон для окружающей среды, нанесенный при добыче полезных ископаемых и выработке материалов, из которых она состоит.
Развитие LCA началось еще в 1990‑х годах, однако до яхтинга она добралась только сейчас. Отчасти это связано с приходом понимания, что, например, электрификация «в лоб» может увеличить, а не уменьшить карбоновый след, и широким распространением безосновательного «зеленого пиара», когда непорядочные производители спекулируют на теме устойчивого развития. Не последнюю роль в адаптации LCA играют будущие законы, которые рано или поздно примет Евросоюз, и тогда продавать яхты на его территории без соответствующего сертификата станет невозможно.
LCA подразумевает использование довольно сложных методик и сертификацию по стандартам ISO 14040:2006 и ISO 14044:2006. Верфи не располагают ресурсами для создания оценочных моделей с нуля, поэтому вынуждены обращаться в специализированные компании. У тех, как правило, имеется богатый опыт в оценке жизненного цикла сооружений, автомобилей и других широко распространенных продуктов, но не яхт с их спецификой. Пока это самое узкое место, особенно если учесть, что каждая верфь может делать одни и те же вещи на свой манер.
Взять хотя бы корпус или надстройку из стеклопластика. Мы привыкли считать, что вакуумная инфузия — гораздо более технологичный и «чистый» процесс по сравнению с ручным ламинированием, но в призме LCA она чуть ли не в десять раз вреднее для окружающей среды. Причина кроется в большом количестве одноразового пластика, который идет в отходы. Именно его производство и утилизация портят всю картину. Другой пример — эпоксидные смолы. Верфь, использующая смолу на основе биокомпонентов, которую везут на производство через полмира, скорее всего, нанесет больший урон окружающей среде, чем верфь, заказывающая обычную смолу у производителя в своем регионе. Таких примеров десятки, и для ряда компаний первые результаты экспертизы оказались обескураживающими: уверенные в безупречности своего продукта, они вдруг обнаружили, что он далек от совершенства.
Рамки исследования по оценке интегрального влияния IMOCA 60 на окружающую среду. Учтена часть жизненного цикла от добычи полезных ископаемых до передачи яхты владельцу
Первым общедоступным инструментом LCA в яхтенной индустрии стала платформа MarineShift 360. За ней стоят Anthesis Group, одна из лидирующих компаний по экологическому консультированию, и благотворительный фонд 11th Hour Racing, занимающийся охраной океанов. На создание MarineShift 360 ушло четыре года, и сейчас этим инструментом может воспользоваться любой желающий. Работает он довольно просто: на сайте необходимо заполнить шаблоны, указав, сколько и каких материалов используется для строительства яхты, какие производственные процессы задействованы, предполагаемый срок службы и модель эксплуатации судна, его транспортировку и т. д. То, насколько подробно все это расписывать, каждый решает сам, ориентируясь на имеющуюся информацию. Математическая модель переводит все это в эквивалентные выбросы углекислого газа и выводит результаты по нескольким категориям. Они включают потенциал глобального потепления, потраченную энергию, дефицит ресурсов полезных ископаемых в пересчете на медь, потребление воды, эвтрофикацию океана