По пути «Из варяг» в… Испанию
Начала этого плавания, которое заняло три недели, с 1 по 22 июля, пришлось ждать, как обещанного из поговорки: три долгих непростых года. И тем не менее оно состоялось.
Год лодку Hallberg-Rassy 48 строили на верфи, еще два она ждала встречи со своим владельцем. Никто не желал путешествовать в режиме «спасательной операции», объясняя контролирующим органам сквозь маску, что именно сейчас нам нужно реализовать свои давние мечты. Хотелось спокойно насладиться яхтенной инфраструктурой Скандинавии, откуда мы стартовали, выбрав правильное время, так как сезон там довольно короток. В начале июля мне удалось добраться из Санкт-Петербурга через границы Шенгенского союза в Швецию, на верфь Hallberg-Rassy в городок Эллос на острове Оруст, что в 40 милях по воде от Гётеборга.
Сразу после сдачи лодки наша команда: судовладелец с женой и я — поучаствовала в любительских гонках-покатушках среди обладателей яхт Hallberg-Rassy, где каждый получил приз в своей личной номинации, например за самый громкий экипаж или за самый почтенный возраст лодки. Нам досталась награда за самый экзотический флаг — флаг Республики Палау (есть такое островное государство в Филиппинском море Тихого океана). После веселых стартов все уселись за длинные столы и под бокальчик принялись рассказывать друг другу морские истории.
Покинув верфь, мы двинулись на юг, и первым удобным транзитным местом отдыха нам послужил Варберг в проливе Каттегат, старинный городок со средневековой крепостью на одном берегу акватории и вполне современными зданиями порта на другом. Заходили в марину уже в сумерках, при сильном северном ветре, но добротная шведская навигационная обстановка позволила уверенно подойти к причалу и встать к нему самым простым способом — лагом, благо серьезных приливов в Каттегате нет и можно не следить ночь напролет за натяжением швартовов. Утром автоматическая касса позволила оплатить положенную сумму, не дожидаясь открытия офиса, и продолжить путь на юг, к берегам Дании.
Вышли в пролив Зунд. Замок Кронборг (он же Эльсинор шекспировского Гамлета) стоит на своем месте и все так же хорош (не только благодаря Шекспиру). Правда, как говорит владелец «нашей» Hallberg-Rassy 48, полвека назад крыша была другого цвета… Пятьдесят лет назад! Как здорово, что юношеские мечты сбываются, вовремя прочитанные нужные книги и рассказы не забываются и положительно влияют на дальнейшую жизнь!
В Копенгагене стояли в привычном месте, рядом с королевским дворцом Амалиенборг, у городской набережной, где современная архитектура прекрасно уживается с классической. Несмотря на фестиваль выходного дня, удалось найти местечко по корме исследовательского судна Navigator, стоящего там не один десяток лет. Швартуясь в маринах, постоянно встречаешь единомышленников с похожим яхтенным менталитетом, а вот в центре большого города нужно быть готовым к тому, что не все гуляющие разделяют твои пристрастия. Так вот, в Копенгагене местные жители, даже будучи в сильно «приподнятом» настроении, ведут себя адекватно, и никто не кидается — ни камнями, ни на шею.
Гибридные паромы с форштевнями типа «тяни-толкай» ходят туда-сюда. Издали их «роторные паруса» напоминают дымовые, но не дымящие трубы колесных предков-пароходов с Волги или Миссисипи. Прошло всего сто лет с момента постройки первого роторного судна, и эта идея вновь оживает, причем в тех же местах, у остзейских берегов.
Гром и ночные молнии у острова Фемарн (Германия) на пути в Нойштадт (тоже Германия) предупреждали моряков о том, что, раз уж пришла мысль брать рифы, бери их не откладывая. Шквалы из-под низких туч лишний раз подтверждали это правило, а ярчайшая луна делала картину еще красочнее.
Старый город Нойштадт-ин-Хольштайн (не путайте этот голштинский Новгород с десятком других по всей Германии!), с которым нас знакомил один любезный местный житель, показался совсем не таким маленьким и скучным, а пиво в ресторанчиках постройки ХVIII века сделало прогулку еще более душевной. Интересный факт: текущие события в мире привели к тому, что в европейских ресторанах все больше сотрудников хорошо говорят по-русски… При населении 16 000 человек в городке целых четыре (!) яхт-клуба, от огромной Ancora Marina на 1400 швартовных мест до скромной муниципальной стоянки на 80 лодок у городской набережной.