«Не романтик никогда не захочет в плавание»
За 11 лет существования «Клуба путешествий Михаила Кожухова» его создатель, известный всем телеведущий, полюбил море и не представляет теперь без него своей жизни. О том, как начинались его отношения со стихией, о страсти к большим парусникам и путешествиях за впечатлениями он рассказал нам сразу после своего третьего похода на «Бегущей по волнам».
Помните ли вы свое первое морское плавание?
У меня всегда были сложные отношения с морем. Точнее говоря, их не было. Во время съемок на побережье, когда мой оператор в свободную минуту бежал купаться, я оставался в номере, абсолютно никаких чувств к морю не испытывая. Это продолжалось до тех пор, пока я, снимая фильм о первом русском кругосветном плавании, не попал на «Крузенштерн». Я буквально прилип в этому пароходику, как его называют ветераны экипажа. Так экспедиции на «Крузенштерне» и «Седове» стали флагманскими проектами «Клуба путешествий». Мы организовали их десятки. Только у меня восемь походов на «Крузенштерне» и два на «Седове». Получается, я провел на этих парусниках больше времени, чем любой из практикантов в рамках учебной программы.
Архангельск, Новая Земля, Диксон, 21 сутки через Карское море, переход на последнем почтовом корабле Ее Величества королевы Великобритании из Йоханнесбурга до острова Святой Елены, остров Провидения, пролив Дрейка, мыс Горн — в этих местах я побывал на борту разных плавсредств. А между ними совершал вылазки на небольших парусных катамаранах в Андаманском море, в Микронезии, на Сейшелах, на Канарских островах.
Так море стало важной частью моей жизни. В ящике рабочего стола я храню на память веревочки, завязанные боцманами разных судов. Среди прочего стал собирать морское холодное оружие. И не думаю с этой темой расставаться.
Вы себя относите к «парусным» людям?
Я знаю, что в яхтенном мире существует два лагеря. Но мне спор между мотором и парусом напоминает таковой между Москвой и Санкт-Петербургом об определении фонемы.
Когда состоялось ваше первое знакомство с «Бегущей по волнам»?
На «Бегущей» я впервые оказался лет семь-восемь тому назад. И вот недавно закончил свое третье путешествие на ней. Люблю этот корабль всей душой, он кажется мне абсолютным совершенством. И не только потому, что он хорош (хотя он, безусловно, хорош). На «Бегущей» экипаж подобран «под микроскопом», и сейчас он лучший из тех, что я видел. На яхте работает капитан Сергей Туников с опытом на «Крузенштерне», «Палладе» и 20-летним стажем работы на клиперах. Боцман и вовсе от бога — я перевидал их много и знаю, о чем говорю. А кок на «Бегущей» — с Филиппин, и он способен накормить любого короля.