Какие лодки «зеленее»?
На ноябрьской выставке яхтенного оборудования METS ассоциация ICOMIA традиционно подводит первые итоги уходящего года: делится статистикой, указывает на тренды и точки напряжения в индустрии. В этот раз она представила в Амстердаме долгожданный отчет о том, какие пропульсивные системы разумно выбирать в разных сегментах маломерного флота, чтобы наиболее рационально придерживаться курса на декарбонизацию. Важно отметить, что в основе этого документа не общие рассуждения экспертов, а предметные расчеты, выполненные для прогулочных судов девяти типов длиной до 24 м. Исследование, проведенное вместе с консалтинговой компанией Ricardo PLC, включает оценку негативного влияния различных плавсредств на окружающую среду на протяжении всего их жизненного цикла (выброс парниковых газов) и учитывает ряд ключевых факторов вроде модели и стоимости эксплуатации, запаса хода и потребности в определенной инфраструктуре.
В исследовании сравнивают пять типов энергосистем: традиционный ДВС на обычном бензине и дизеле, водородный ДВС или топливные ячейки, ДВС на биотопливе (HVO и синтетический бензин), а также полностью электрический и гибридный варианты. Модельные объекты выбрали с учетом популярности среди покупателей и типичной энерговооруженности, чтобы получилась максимально репрезентативная картина.
Результаты моделирования указывают на то, что лодки с современными гибридными системами и ДВС на биотопливе не уступают по мощности и запасу хода бензиновым и дизельным аналогам, сохраняя при этом такое же или близкое водоизмещение и объем обитаемого пространства.