АВВ Dynafin: чемпион по КПД?
В чем заключается мастерство инженеров-механиков и проектировщиков? Очевидно, в умении максимально приблизить объекты своего творчества к совершенству. Одним из главных показателей технического совершенства судов является КПД их пропульсивной системы, в частности движителей. Теоретически эффективность гребных винтов может достигать 80%, однако в реальной жизни этот показатель существенно ниже, и многие компании ищут разные, в том числе довольно неожиданные, способы его увеличить. Например, в свое время Wärtsilä придумала статор EnergoFlow, а Hyundai — «насадку» Hi-FIN, которая создает противовихри. Компания АВВ, известная своими электрическими приводами Azipod, которые сильно повлияли на судостроительную индустрию, решила пойти другим путем и вместо дальнейшей доработки гребных винтов анонсировала новый движитель Dynafin.
Янне Похьялайнен, топ-менеджер ABB Marine & Ports, отвечающий за направление пропульсивных систем, на презентации заявил, что за «долгие годы разработки» их инженеры сумели создать «радикальную в плане повышения КПД» пропульсивную систему. Что же такое изобретали в недрах АВВ целых десять лет?
По словам Похьялайнена, на разработку Dynafin конструкторов вдохновил хвостовой плавник китов-горбачей, которые за миллионы лет эволюции научились максимально эффективно перемещать свое гигантское тело в воде. В таком подходе нет ничего инновационного, поскольку изобретатели еще со времен Аристотеля пытаются копировать «ноу-хау» живой природы, однако с развитием биомеханики, материаловедения, компьютерного моделирования и аддитивных технологий у них открылись новые возможности.
Те из вас, кто разбирается в пропульсивных системах, наверняка заметят, что Dynafin сильно напоминает придуманный почти сто лет назад крыльчатый движитель Фойта — Шнайдера. С тех пор Voith оборудовала такими установками множество судов и относительно недавно представила электрическую версию eVSP. АВВ признает, что сама идея, заложенная в основу Dynafin, не нова, однако подчеркивает, что ее инженеры сумели раскрыть потенциал для увеличения КПД крыльчатого движителя.