Зачарованная война
Михаил Трофименков о «Повести пламенных лет» Юлии Солнцевой — первой в мире женщины, получившей приз за режиссуру в Канне
26 октября стартует I Московский международный кинофестиваль архивных фильмов. Традиционный смотр архивных находок Госфильмофонда России «Белые столбы» сменил название и дислокацию, и теперь его показы проходят одновременно в «Иллюзионе», «Художественном», Центре документального кино, Музее современного искусства «Гараж» и кинотеатре Москино «Космос». В «Космосе» в рамках программы «Широкий формат», фильмы которой будут демонстрироваться с оригинальных пленочных копий 70 мм, покажут и «Повесть пламенных лет» Юлии Солнцевой.
«Повесть пламенных лет» (1960) — реликт великой эпохи, когда в СССР все было «самым первым». Если Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, то Юлия Ипполитовна Солнцева (1901–1989) — первой женщиной, удостоенной на Каннском фестивале звания лучшего режиссера за первый советский широкоформатный игровой фильм (второй такой женщиной-режиссером станет София Коппола — всего-то 56 лет спустя). «Повесть» — еще и первый советский полноценно батальный фильм. Атаки немецких танковых клиньев осенью 1941-го и форсирование Днепра осенью 1943-го Солнцева снимала столь же масштабно, столь же ожесточенно и, простите за гендерную некорректность, столь же по-мужски, как будет снимать войну в конце 1960-х фронтовик Юрий Озеров.
При этом первое имя в титрах — отнюдь не имя режиссера, а имя Александра Довженко, четыре года как покоящегося в могиле гения советского украинского кино. Красавица Солнцева (Пересветова), звезда «Аэлиты» (1924) Якова Протазанова, где она сыграла марсианскую царицу, и комедии Юрия Желябужского «Папиросница от Моссельпрома» (1924), пожертвовала актерской карьерой ради Довженко, за которого вышла