Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

WeekendМода

Вторая деконструкция: Prada SS 07, Hermes SS 07, Maison Martin Margiela SS 09

Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

Фото: Courtesy of Prada; Chris Moore/Catwalking/Getty Images; Karl Prouse/Catwalking/Getty Images

На протяжении двух лет во второй половине 2000-х главные дизайнеры 90-х — Миучча Прада, Жан-Поль Готье, Мартин Марджела — показывают коллекции, между которыми есть внутренняя рифма — некоторая странность, сверх той, к которой все уже привыкли, что-то выступающее из пространства их эстетики, вполне тогда уже устоявшейся.

Вообще-то, ничего особенно экстравагантного, ничего вызывающего или неожиданного в этих коллекциях не было. Жан-Поль Готье развивал в Hermes тот самый nonchalant chic, максимально роскошный и максимально легкий, который и есть эрмесовская суть, Миучча Прада помещала разные винтажные образы в современный контекст, а Мартин Марджела производил ревизию своих главных хитов. Но в каждой из этих коллекций контрапунктом возникает некая тема, неглавная, совсем боковая, которая станет знаком важнейшего движения, фактически грядущей фэшн-революции — назовем ее «второй деконструкцией»

Коллекция Hermes SS 07 будет одной из самых запоминающихся коллекций времен Готье. Благородного шоколадного цвета платья из джерси с несколько раз обвивающими талию кожаными поясами и кожаными застежками, кожаные курточки и жилеты с перекрещивающимися на груди полочками и перекрученными за спиной ремешками, застегнутыми впереди на талии, длинные многослойные летящие платья, и хайлайт коллекции — желтое шифоновое платье с той самой курточкой, смотревшее с каждой глянцевой обложки. Мини-шорты под длинными платьями, открывающими впереди ноги, и купальники, много очень элегантных, очень по-эрмесовски красивых купальников. Их Готье соединит с платьями-халатами, брюками, но вдруг среди всего этого вполне привычного пляжного шика мелькнет пиджак — вполне формальный, с четкой линией плеч, прямой длинный черный пиджак, чуть ли не деловой. И больше ничего — только босоножки на высоченной платформе по тогдашней моде, что создавало вполне головокружительные пропорции. Эти вещи, купальник и пиджак, совершенно из разных функциональных плоскостей, не существуют друг с другом не только в реальной жизни, но не особенно представимы в паре даже на подиуме. Ни в пиджаке, ни в купальнике не было ничего экстраординарного, но вместе они запоминались.

Прада в том же самом сезоне, весна-лето 2007, покажет чалмы, сделав их тем самым ударным аксессуаром, который станет бестселлером. В чалмах Prada SS 07 появятся все, вся светская хроника будет в этих самых чалмах, их будут носить без разбора и юные барышни и солидные дамы — в общем, возникнет тот самый эффект хита, который Миучча Прада так отлично умела организовать в 2000-е. Но на подиуме они произведут впечатление не в последнюю очередь благодаря тому, что будут соединены с трусами — атласными, с максимально высокой талией, стилизованными под 30-е годы. В коллекции были и чалмы с юбками, и чалмы с платьями, и чалмы с суперкороткими кофтами, едва прикрывающими уже обычные трусы, но именно чалмы с высокими атласными трусами, которых было буквально пять выходов на все дефиле, стали самыми цитируемыми и узнаваемыми луками из той коллекции. Трусы сами по себе — вообще белье, будуар,— не были какой-то новостью, а даже были вполне исторической частью моды, как и сама по себе чалма, тоже не впервые тогда выведенная на подиум, но вместе они были настолько из разных опер и настолько не стыковались с тем, как можно одеться, что это вызвало особое оживление. И Прада на бэкстейдже после показа успокаивала журналистов в том смысле, что не волнуйтесь, никто не заставляет ходить в трусах и чалме, есть же и разные юбки и платья. Пропорции опять же были максимально смещены в сторону ног и их длины, и вообще эти плотные атласные трусы смотрелись восхитительно.

Весна-лето 2009 года станет юбилейной, 40-й коллекцией, отметившей 20-летие Maison Martin Margiela,— и последней, сделанной Мартином Марджелой. И это придаст ей некоторый символический смысл. Марджела в ней покажет абсолютно узнаваемые свои предметы — узкие плечи-сигареты с приподнятым окатом рукава, с которых он начинал в 90-е, прямые широкие плечи, на которые он перешел в начале 2000-х, телесные боди с плечами-крылышками, топы из пластиковых пакетов, шубы из волос и т. д. И эти вещи он наденет или на голое тело, или на телесные трико, или сами по себе, как, например, боди,— только обозначив верхнюю одежду куском красной ткани, накинутой сверху и покрывающей лицо модели, или синей лентой, обмотанной вокруг ее корпуса. Такого количества верха без всякого низа — причем вполне институционального верха — не было до того, пожалуй, ни в одной из других коллекций Марджелы.

90-е годы прошли под знаком деконструкции, именно деконструирование кроя и силуэта стало главным их достижением. Деконструкцией тогда занимались все — японцы, бельгийцы, французы и даже некоторые итальянцы. К началу 2000-х уже никого нельзя было шокировать кособокой юбкой или пришитыми к спине рукавами, а тем более необработанными кромками и вывернутыми наружу швами. Что-то из деконструкторских достижений прижилось и вошло в обиход, что-то осталось — и до сих пор остается — уделом только Рей Кавакубо, но в целом эта первая волна деконструкции уже исчерпала свои возможности. Одновременно все более заметной становилась работа стилистов, которые создавали образы — в модных съемках, но и в сериалах, и самом главном сериале рубежа десятилетий «Sex And The City». Патриша Филд тогда проделала колоссальную работу по разрушению идеи total look, по смешиванию брендов и не брендов, дизайнерского и винтажного, по превращению mix & match в главный фэшн-прием. В пятом сезоне, вышедшем летом 2002-го, Кэрри, фотографируясь для обложки своей книги, отказывается от пеньюара с перьями и выбирает пиджак с ремнем и туфли на шпильках — и все. И это становится ее секси-нарядом.

Дизайнеры к середине десятилетия приходят к новой деконструкции — уже не кроя и силуэта, но дресс-кодов, тех конвенциональных протоколов, которые определяли, что, как, с чем и в каких ситуациях принято носить. Они работают не с конструкцией одежды, но с готовыми формами — предметами обычного гардероба, фактически реди-мейдами, и весь эффект состоит в том, как их сочетать друг с другом и в какой контекст помещать. Фактически они начинают действовать на поле стилистов, заходя на него с другой стороны. Они расшатывают привычные протоколы, согласно которым пиджак должен быть соединен с чем-то ему соответствующим,— и это что-то никак не купальник и не просто голые ноги под ним, а чалма требует, например, струящихся шелковых брюк или такого же платья, но не трусов.

Это и станет второй деконструкцией и приведет следующее поколение фэшн-дизайнеров, создавших новейшую моду, которую все назовут «модой стилистов». Миучча Прада, Жан-Поль Готье и Мартин Марджела, исчезнувший из мира моды после того показа, растворившийся в ее истории и ставший главным героем новой моды, начнут тот процесс, который приведет нас к треникам с шифоновой блузкой, гипюровым юбкам с худи и повсеместным сегодня объемным мужским пиджакам, из-под которых часто не видно, надето ли под ними что-то. К тому, что все можно носить со всем и во всех возможных обстоятельствах. И чем страннее сочетание функций вещей и обстоятельств, тем лучше.

Главные коллекции XXI века

Этот проект посвящен историческим фэшн-коллекциям последних 20 лет. Слово «исторические» здесь буквально значит «те, что вошли в историю моды». Речь пойдет о коллекциях, определявших картину моды нашего века, формировавших понятие «модности» в разные его моменты — прямо или косвенно, моментально или отложенно, непосредственно или опосредованно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тень опричника Тень опричника

Как город Александров несколько раз оказался столицей

Weekend
5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык 5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык

Пять психологических терминов из англоязычного интернета

РБК
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Передел Европы Передел Европы

Демонстрации неколебимого единства и согласия в Потсдаме явно не получилось

Дилетант
«Азбука» для «Магнита» «Азбука» для «Магнита»

Фокус инвесторов «Магнита» остается на финансовых результатах

Ведомости
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Венгерская хроника Венгерская хроника

Михай Зичи: хроникёр придворной жизни России XIX в акварели

Дилетант
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
Небо и море люблю одинаково… Небо и море люблю одинаково…

Боевой и жизненный путь генерал-майора авиации Ивана Васильевича Рожкова

Знание – сила
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной

Подборка пяти великих фильмов о Великой Отечественной

Ведомости
Проекции в психологии Проекции в психологии

Проекция в психологии – это бессознательный защитный механизм

Лиза
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Пять штрихов к портрету «Афгана» Пять штрихов к портрету «Афгана»

Ключевые задачи и решения 40-й армии в Афганистане

Монокль
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове

Уникальные находки древнескандинавской культуры гресбакен

Знание – сила
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Что такое робот? Что такое робот?

Роботы вокруг нас: объясняем, как они работают и зачем нужны

Наука и техника
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Напитки с плюсом Напитки с плюсом

Почему растет рынок функциональных продуктов

Агроинвестор
Как разглядеть планету в далекой галактике? Как разглядеть планету в далекой галактике?

Сначала — предположения, потом — тысячи подтверждений: как ищут экзопланеты

Наука и техника
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Открыть в приложении