Воды под Берлином
Ксения Рождественская об «Ундине» Кристиана Петцольда, интеллектуальном фэнтези о любви
В прокат выходит «Ундина» Кристиана Петцольда, интеллектуальная мелодрама, которой главный режиссер «берлинской школы» открывает свою новую трилогию — на этот раз «о германских мифах».
Историк Ундина Вибо подрабатывает экскурсоводом в берлинском департаменте городского развития. Со сдержанной страстью она рассказывает туристам о том, как развивался город, на примере впечатляющего макета Берлина, созданного в начале 90‑х. Макет двухцветный: есть дома, построенные до падения Стены, есть те, что были возведены на месте «ничейной земли». Сегодня Ундине тяжело говорить: ее только что бросил возлюбленный, и теперь она должна его убить.
Потому что она — настоящая живая русалка из древних немецких легенд. Ундины выходят на берег, чтобы соблазнять мужчин, уводить их за собой в пучину: по преданию, если ундина родит от земного мужчины, она обретет бессмертную душу. Если же возлюбленный, поклявшись любить ундину вечно, изменит ей, ему уготована смерть.
Но Ундину Вибо ждет новая любовь — неуклюжий, смешной промышленный водолаз Кристоф. Любовь смоет героев, затянет их в водоворот, унесет под воду.
Фильм вдохновлен поэтичным рассказом австрийской писательницы Ингеборг Бахман «Ундина уходит» (1961) — это удивительно современный монолог русалки о мужчинах, о тех, кто может воспринять «лишь одну половину мира», о тех, кого всегда зовут Ханс, о тех, кто говорит о сущности всех вещей. В «Ундине» Кристиана Петцольда, одного из важнейших режиссеров «берлинской школы», все Хансы молчат. Говорит женщина, говорит миф, говорит город. Мужчины слушают и тонут.