Великий мнимый
«Май декабрь»: Джулианна Мур, Натали Портман и Тодд Хейнс о природе кино
Фильм Тодда Хейнса «Май декабрь», после премьеры в Канне купленный Netflix за $11 млн, а теперь выходящий и в российский прокат, рассказывает о том, как играть любовь между взрослой женщиной и подростком по системе Станиславского.
Американский юг, тихий провинциальный городок, где все друг друга знают. Жарит солнце, бабочки откладывают яйца, старшеклассники готовятся к выпускному. Идеальная семья собирает соседей на барбекю: Грейс, мать большого семейства, ее муж Джо, их дети-близнецы — брат и сестра, которые вот-вот окончат школу и упорхнут из семейного гнезда. Старшая дочь уже в колледже. Джо работает в больнице, в свободное время разводит бабочек-монархов. Грейс печет торты на продажу и охотится с ружьем на перепелок. На барбекю Грейс впервые увидит Элизабет — актрису, которая приехала специально ради того, чтобы познакомиться с семейством. Она должна сыграть в инди-фильме роль Грейс, а для этого надо вжиться в роль, залезть в шкуру Грейс, узнать, как она печет вишневый пирог и разговаривает с детьми, узнать, как они впервые встретились с Джо. И нет ли у Грейс чувства вины за то, что двадцать с лишним лет назад она, к тому времени уже взрослая замужняя тридцатишестилетняя женщина, совратила тринадцатилетнего Джо.
Никаких сожалений. Тем более Грейс за это уже отсидела, родила в тюрьме дочь, а отсидев, вышла за Джо замуж. И теперь у них, как уже было сказано, и будет сказано еще не раз, идеальная семья.
Режиссер Тодд Хейнс, деконструктор жанров, обожает показывать идеальное — и наблюдать, как из этого идеального вылупляется ад. Для этого ему совершенно не нужно, как Дэвиду Линчу в «Синем бархате», уводить камеру от зеленой травы в землю, кишащую жуками. Хейнс никогда впрямую не показывает подкладку реальности, он просто чуть сбивает настройку цвета, почти незаметно. Или заставляет героев быть слишком честными в ситуациях, когда это никому не придет в голову. Или дает им сюжет, о котором не говорят в приличном обществе, и смотрит, что они будут делать — нет, не с сюжетом, а сами с собой.