Ушла и говорю
Василий Корецкий о пьяных разговорах и одиноком котике в новом фильме Хон Сан-су
В летнем кинотеатре Garage Screen состоится российская премьера «Женщины, которая убежала» Хон Сан-су, с которой он получил приз за лучшую режиссуру на Берлинале. Фильм рассказывает о героине, которая в одиночку наносит светские визиты своим друзьям: как и всегда у Хон, люди здесь много говорят, еще больше пьют, а за ними наблюдает терпеливая и сентиментальная камера
Разговоры, как это всегда и бывает в фильмах Хон Сан-су, образуют в «Женщине, которая убежала» обманчиво простой орнамент сюжета (глядя на все это впервые, зритель обычно бывает совершенно дезориентирован: это комедия или трагедия, режиссер — гений простоты или любитель?). Мотив или два повторяются из раза в раз, чуть меняясь, находя продолжение в новой сцене с иными будто бы героями и обстоятельствами, и вычерчивают рисунок одновременно современный и вневременной. За обсуждением мясоедения, к примеру, последует сцена, иллюстрирующая, кажется, все современные полемики в прессе и соцсетях,— это если посмотреть с одной стороны. А с другой — обычный абсурд экзистенции (причем отчасти продолжающий абсурд первого разговора): к женщинам приходит новый сосед — просит их не подкармливать бродячих котов, потому что у его жены фелинофобия и она боится выйти во двор. Но кошки голодны! Но человек важнее кошек! Но для кошки еда — вопрос жизни и смерти! Не сойдясь во мнениях, собеседники вежливо расходятся (мужчина так ни разу и не повернется к камере лицом, оставляя в кадре одинокого котика). Резкий наезд камеры на мордочку животного (фирменный прием в фильмах Хон Сан-су, нарушающий невозмутимую монотонность его всегдашних общих планов-картин) не оставляет сомнений в том, на чьей стороне симпатии автора.