Елена Стафьева о Lalique — историческом и современном

WeekendКультура

Стекло, текущее сквозь время

Елена Стафьева о Lalique — историческом и современном

Автор: Елена Стафьева

Рене Лалик. Набор флаконов, 1912–1925. Коллекция Музея Lalique в Эльзасе. Фото: Lalique

Мир Lalique отразился в их эльзасских владениях — в музее, мануфактуре и на вилле Рене Лалика,— как в хрустальной призме, причем в данном случае практически буквально. Но у Lalique есть современность, она не ограничивается хрустальными вазами и выходит далеко за пределы Эльзаса.

С потолка в фойе музея Lalique свисает гигантская люстра, для которой под сводами старого склада, где был устроен музей, пришлось установить специальную стальную балку. Впрочем, слово «свисает» совершенно не передает тот эффект, который она производит: кажется, что люстра прорастает сквозь своды своими гигантскими рублеными прямоугольными кристаллами из того, внешнего мира, где делают хрусталь, пошедший на ее изготовление, и вся соответствующая мифология — огонь, породы, печи, расплавленная хрустальная масса, мастера-стеклодувы — живо актуализируется в памяти. Люстра эта совершенно не напоминает ни цветы и стебли ар-нуво, ни элегантные фигуры и формы ар-деко, которые мы привыкли ассоциировать с предметами Lalique,— она выглядит брутально и монументально, и вполне соответствует расцветавшему тогда брутализму. Люстра была сделана в 1951 году уже при сыне Рене, Марке Лалике, который перевел Lalique со стекла на хрусталь, для центрального холла парижского Музея декоративного искусства. Она — живое свидетельство того, каким разным и каким современным всегда был Lalique.

Винжен-cюр-Модер, где находится музей, и соседний Хошбер, где находится мануфактура,— это фактически две деревни в глуши эльзасских лесов. Леса выглядят сказочно, но смысл в них для стекольно-хрустального производства был вполне практический: это дрова, а их для плавильных печей в те времена, когда они были основным топливом, требовалось огромное количество. Лес, вода и кремнеземы — вот что нужно для производства стекла и хрусталя, и все это было в здешних местах исторически, так же как исторически тут были и до сих пор остаются стекольные и хрустальные мануфактуры. Вот почему Рене Лалик в 1918 году расположился именно здесь, в северных Вогезах.

Музей совершенно уникальный — в нем есть все, что объединяет слово Lalique, от ранних украшений Рене Лалика (а он начинал именно как ювелир) до современных хрустальных фигур и коллекций, придуманных в креативной студии в последние годы. Между ними не только всем известные флаконы для духов (первый из них Лалик выплавил буквально у себя на кухне, чуть не спалив весь дом), с которых началась переквалификация Лалика-ювелира в Лалика-производителя художественного стекла, и не только такие же узнаваемые вазы «Вакханки» и «Ласточки», но и куда менее предсказуемые вещи. Например, стеклянные алтарные панели и распятие для часовни Нотр-Дам-де-Фиделите в Нормандии, сделанные Рене Лаликом в 1930-м, или тарелки, сделанные его дочерью Сюзанн Лалик-Авиланд для мануфактуры своего мужа, Theodore Haviland, тоже на рубеже 20-х и 30-х,— с аэропланами, кружащимися вокруг модели земного шара, или кораблями, бегущими по квадратным волнам,— которые внезапно заставляют вспомнить то, что делали наши авангардисты на Ленинградском фарфоровом заводе примерно в эти же самые годы.

Но если вы хотите понять, как выглядит мир Lalique, одного музея, конечно, мало — нужно непременно попасть на виллу Рене Лалика, которая, вопреки ожиданиям, совсем не мемориальный объект. Более того, современный стиль Lalique в его всеобъемлющем виде именно отсюда фактически и начался. Когда нынешний владелец Lalique, швейцарский коллекционер флаконов Lalique, предприниматель, парфюмерный энтузиаст, винодел и антрепренер Сильвио Денц купил в 2008 году компанию Lalique вместе со всем, что называется, estate, ему достался и довольно запущенный дом. На его вопрос «что это?» ответили, что это, собственно, дом, где жил Рене Лалик, и теперь он тоже принадлежит ему. Сильвио Денц решил сделать в нем маленький отель и, когда проект был запущен, решил, что это должен быть не просто отель с неким люксовым интерьером, но пространство, полностью посвященное стилю Lalique, и при этом современное, а не музейно-архивное. И тут стало понятно, что нужно самим и создать эту современность — из исторических элементов Lalique, но в новых объектах и в новых сочетаниях. Так возникла коллекция мебели Lalique, спроектированная Тиной Грин и Пьетро Мингарелли: бескомпромиссно роскошная версия ар-деко, увиденная глазами сегодняшних дизайнеров через выдающуюся историю Lalique, связанную именно с этой эпохой, к которой относятся многие главные декоративные мотивы, придуманные Лаликом. В этих интерьерах повторяющиеся элементы — нежное женское лицо в обрамлении локонов или воинственная женская голова Victoire mascot, то есть классика, придуманная самим Лаликом, соседствуют с современными штуками — например, женскими, не стилизованными и не идеализированными, а сделанными с натуры фигурами из новейшей коллекции Botanica.

Над барной стойкой на длинных шнурах висят хрустальные пластины Lalique с разными фигурами, в которых преломляется точечный свет, идущий с потолка, и это смотрится не так массивно, как люстра, очень легко, остроумно и функционально. Вообще весь дизайн там очень функционален.

Собственно, в Москве тоже скоро можно будет увидеть, каким Lalique представляет повседневность современного человека. В отреставрированном здании бывшего пассажа Попова устроен клубный дом Kuznetsky Most 12, где все пространства, общественные — лобби, лифты, лестницы, галереи и холлы — и частные — например, ванные комнаты в каждой квартире,— сделаны вместе с компанией Lalique. Свои гостиные, конечно, каждый владелец будет устраивать сам, но дизайнеры проекта придумали и для них разные варианты нынешнего стиля Lalique — от строгого, почти пуристского ар-деко до очень комфортного интерьера, только отдельными элементами отсылающего к истории.

Мир Lalique оказался способным вбирать самое разное время и пространство — от интерьеров «Восточного экспресса» (которые сейчас отреставрированы и продолжают служить его пассажирам) и знаменитого парижского ресторана George V до интерьеров токийского бутика Mikimoto или вот московского жилого дома. Стиль, когда-то придуманный Рене Лаликом и развитый его потомками и последователями, оказался пластичным и способным отвечать самым разным запросам. Но при этом узнаваться всегда и везде с первого взгляда — и это идеальная формула.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Червивое яблоко Червивое яблоко

Все оказалось просто. Иллюзорно просто. И это усыпило внимание большинства

Правила жизни
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Кентавр из моря Кентавр из моря

Может ли кентавр существовать с точки зрения биологии?

Вокруг света
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
«Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура» «Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура»

Правильно ли противопоставлять природу и культуру

N+1
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Он вам не тягач Он вам не тягач

Непростая судьба премиум-пикапов, которые понравились только коллекционерам

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака

Как Мишель Ся стала одной из богатейших self-made-женщин в здравоохранении

Forbes
Пришёл танцевать Пришёл танцевать

Владислав Лантратов — о мужской конкуренции и о будущем танца

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Казань набила казну Казань набила казну

Почему вузы Татарстана популярны у иностранных студентов?

Ведомости
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Взрывные цены Взрывные цены

Спрос на это удобрение растет на фоне роста потребления в Бразилии

Ведомости
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
Мы станем родителями Мы станем родителями

Как оригинально сообщить мужу о беременности

Лиза
Польза печени трески: почему врачи рекомендуют есть этот деликатес зимой Польза печени трески: почему врачи рекомендуют есть этот деликатес зимой

Вкусная на бутерброде, источник незаменимых витаминов — все это печень трески

РБК
Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента Сервис с самой низкой комиссией — это ловушка: 4 частые ошибки при выборе платежного агента

Какие ошибки чаще всего допускает бизнес при выборе платежного агента

Inc.
Открыть в приложении