Совершенно лишние люди
«Блажь»: роуд-муви, в котором метафоры побеждают кино
8июля на фестивале молодого кино Voices в Вологде состоится российская премьера «Блажи» — единственного фильма из России, попавшего в этом году на Каннский фестиваль. Илья Поволоцкий снял свое роуд-муви в 2021-м — и, несмотря на излишнюю метафоричность, оно точно передает ощущение рассыпающегося времени конца предыдущей эпохи.
Отец и дочь едут в раздолбанном фургоне по полуживому пространству, с юга на север, от Кабардино-Балкарии до Мурманска, возят с собой кинопроектор, останавливаются в поселках, где есть хоть какая-то жизнь, и показывают на большом экране балабановского «Брата» и «Верность» Нигины Сайфуллаевой. Дочь продает пиво и чипсы, а еще фотографирует незнакомцев на поляроид. Она хочет к морю. Отец продает дальнобойщикам DVD-порно (не японское, японцы все заблюривают) и согревает местных одиноких женщин — умных, несчастных, дочь называет этот типаж «библиотекарши». Отец и дочь не то чтобы вне закона (хотя, вероятно, налогов они не платят), но изгои, перекати-поле. Путешествуют они так уже лет пятнадцать, с ними катается урна с прахом.
Тут сталкиваются несколько жанров: драма взросления, роуд-муви, сказка об инициации и — не в последнюю очередь — «путешествие с мертвецом». Можно вспоминать хоть «Алису в городах» Вендерса, хоть бусловский «Бумер», хоть «Дорогу» Хиллкоута по Кормаку Маккарти, постапокалиптическое путешествие отца и сына к морю,— любой медленный фильм, в котором люди вступают в некие отношения с пространством и проигрывают.
Режиссер Илья Поволоцкий в своем предыдущем фильме о взаимоотношениях человека с пространством («Пена», 2019, специальное упоминание фестиваля IDFA) исследовал, как люди (в том числе маргиналы) вписываются в жесткие условия Кольского полуострова. Тот фильм, тоже на стыке игрового и неигрового, все-таки следовал за реальными людьми, отвоевывал пространство дока. В «Блажи» док и фикшен договориться никак не могут.