Смерть самурая
Лучший фильм, чтобы проститься с Аленом Делоном
18 августа 2024 года умер Ален Делон. По случайному стечению обстоятельств в российский прокат выходит «Самурай» Жан-Пьера Мельвиля, канонический фильм-нуар 1967 года, в котором Делон сыграл, возможно, свою самую главную роль.
В документальном фильме Мартина Скорсезе «Представьте, что вы в городе» славящаяся искрометным остроумием Фрэн Лебовиц, защищая свое право на курение, мимоходом дает очень точное определение истории искусств, которая, согласно Фрэн, не что иное, как цепочка встреч талантливых людей за сигаретой и кофе. Ровно с такой встречи в 1966 году началось одно из самых плодотворных сотрудничеств в мировом кинематографе. Впоследствии Ален Делон говорил, что они с Жан-Пьером Мельвилем были созданы друг для друга, обижая этим деливших с ним постель женщин, никогда не удостаивавшихся подобного публичного признания в любви и верности.
Удивительно, что они не встретились раньше, хотя, по воспоминаниям племянника Мельвиля, тот впервые увидел Делона на приеме в отеле «Матиньон» еще в начале шестидесятых, остался под сильным впечатлением от холодной синевы его глаз и даже настоял, чтобы восходящая звезда записала в блокнот Hermes номер домашнего телефона и название последнего снятого им фильма — «Старший Фершо».
Разумеется, Делон слышал о Мельвиле, ведь его давний соперник Бельмондо уже трижды успел с ним поработать, но Делона тогда больше манила Америка, страна кинематографических возможностей. Он подписал контракт с MGM и в компании беременной жены Натали отправился в Голливуд, не взяв с собой ничего, кроме черного Ferrari 250 GT, модель «Калифорния», и копии фильма Алена Кавалье «Непокоренный», антивоенного манифеста, в котором Делон не только сыграл главную роль, но и выступил продюсером.
Поход за мечтой обернется страшным разочарованием — в Голливуде Делона будут приглашать лишь в безыскусные фильмы о гангстерах из Маленькой Италии, как и полагается жителям империи, не особо разбираясь, из какого именно захолустья приехал очередной соискатель. Мельвиль несколько раз телеграфирует Делону в США, надеясь вернуть блудного сына домой и поместить его в кадр рядом с Лино Вентурой: он как раз готовится к съемкам «Второго дыхания». Делон ответит отказом, скрывая из гордости степень своего отчаяния.
Но в 1966-м Мельвиль проявил истинную настойчивость. У него на столе лежал по-настоящему удачный сценарий, история одиночки, наемного убийцы, который пытается жить согласно самурайскому кодексу чести, игнорируя человеческое ничтожество, а значит, обречен на погибель. Никто, кроме Делона, по мнению Мельвиля, сыграть Джеффа Костелло не способен. Бельмондо, на которого он возлагал такие надежды, разорвал с режиссером всяческие отношения после скандала на «Старшем Фершо», не стерпев его диктаторских замашек. То, что Мельвиль, видный участник французского Сопротивления, привыкший полагаться на товарищей в вопросах жизни и смерти, называл доверием, новое поколение принимало за требование подчиняться и не желало, чтобы даже абсолютный гений узурпировал их свободу. У Делона с субординацией проблем не было, службу в армии и войну в Индокитае он полагал своими университетами, вопреки принятым среди его ровесников неписаным законам боготворил начальство, то есть генерала де Голля.