Сбитый гонщик
«Феррари»: разочаровывающий долгострой Майкла Манна
В российский прокат выходит «Феррари», история трех месяцев из жизни легендарного автогонщика и магната. Долгожданный, первый за восемь лет фильм великого Майкла Манна — с эффектными автомобильными гонками и Адамом Драйвером — скорее обескураживает.
Модена, к северо-западу от Болоньи, весеннее утро 1957 года. «Мама на самом деле не хотела попасть. Она нарочно промахнулась…» Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари (Адам Драйвер), знаменитый гонщик, конструктор и основатель автомобилестроительной империи своего имени, сидит — как и во всякое другое утро на протяжении вот уже целого года — в фамильном мавзолее у могилы своего маленького сына Энцо и разговаривает. Сегодня он пытается объяснить мертвому мальчику, почему на рассвете, во время очередного кухонного выяснения отношений, его мама Лаура (Пенелопа Круз) в порыве недобрых чувств выстрелила в папу из револьвера, который ей когда-то выдали для самозащиты. В тот же вечер за ужином с очень похожими отеческими интонациями Феррари рассказывает другому мальчугану, вполне живому и увлеченному рисованием, об устройстве двигателя внутреннего сгорания и обещает взять автограф у известного гонщика. Мальчика зовут Пьеро, его маму — Лина (Шейлин Вудли), и о том, что тайным главой их семьи является Энцо Феррари, еще с войны знает вся Модена — за исключением Лауры. Так, во всяком случае, принято считать. Как принято считать и что Энцо виновен в гибели своего друга, знаменитого гонщика Эудженио Кастеллотти, только что разбившегося на моденской трассе. Газеты пестрят заголовками: «Кастеллотти погиб из-за высокомерия Феррари», «Феррари — индустриальный Сатурн, пожирающий своих детей» и даже «Феррари — делатель вдов» (притом что Кастеллотти даже не был женат). Над компанией со вздыбленным вороным жеребцом на эмблеме и без того нависла угроза банкротства. Чтобы его избежать, нужно продать богачам как можно больше спортивных автомобилей, а для того, чтобы представить их во всей красе, как нельзя лучше подойдет победа в гонке Mille Miglia. «Тысяча миль» — легендарная еще со времен Муссолини трасса, проходившая через всю Италию по общественным дорогам при неизменном скоплении на обочинах восторженной публики, воспринимавшей гонку как чудо (как это позже покажет Феллини в соответствующем эпизоде «Амаркорда»). Обратный отсчет начался. Наматывают тренировочные мили на кардан спортивные автомобили,