Как правители и режимы сжигали книги, чтобы утвердить свою власть

WeekendИстория

Разжигание власти

Как правители и режимы сжигали книги, чтобы утвердить свою власть

Текст: Ульяна Волохова

Немецкие школьники жгут нацистские книги и атрибутику Третьего Рейха. Кельн, 1945 — 1948. Фото: European / FPG / Getty Images

90 лет назад, 26 марта 1933-го, в немецкой газете Berliner Nachtausgabe был опубликован первый список писателей, «подрывающих немецкий дух», чьи книги заслуживали сожжения. За следующий месяц список расширился до 313 авторов, а вскоре последовали и публичные сожжения книг, главное из которых — 10 мая 1933 года — стало ярким символом дикости нацистского режима и во многом способствовало мобилизации общественного мнения против нацизма. Между тем ничего принципиально нового в этой акции не было: правители разных эпох и режимов прибегали к этому методу и до, и после 10 мая 1933 года. Рассказываем, как на протяжении истории власть утверждала себя посредством сжигания книг.

7 век до н. э.: иудейский царь сжигает пророчество Иеремии, а оно все равно сбывается

Библейская карточка «Царь Иоаким сжигает пророчество Иеремии», 1904. Фото: the Providence Lithograph Company

Самое раннее упоминание сожжения письменного текста содержится в Ветхом Завете — в книге пророка Иеремии. Там рассказывается, что Иеремия получил откровение: если иудейский народ не откажется от идолопоклонничества, его будет ждать множество бедствий, в том числе захват страны вавилонским царем. Пророчество было записано на свиток и всенародно зачитано в Иерусалимском храме. Вскоре про пророчество узнал царь Иудеи Иоаким — он приказал принести свиток и зачитать ему. Чтец озвучивал пророчество по частям, и после каждого фрагмента Иоаким отрезал от свитка прочитанное и бросал в огонь. Никакого объяснения, зачем именно царь сжег свиток, в библейском тексте не дано, но политический контекст делает ситуацию понятнее. Царь Иоаким был ставленником Египта. Он исправно платил дань и был послушным вассалом, но к иудейскому народу относился пренебрежительно, проводил время в пирах, практиковал египетскую религию и магию, а иудейских пророков преследовал. Сжигая откровение, Иоаким демонстрировал пренебрежение еврейской культурой и религией и символически утверждал свою власть. Сжигание вещей с написанными на них словами считалось в Древнем Египте способом воздействовать на реальность, избавиться от чего-то опасного или ненужного: например, сжигали папирус с именем человека, которому хотели смерти. Иоаким, сжигая пророчество, рассчитывал, что оно тем самым утратит силу, но ожидания не оправдались. В 603 году до н. э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и казнил царя Иоакима.

213 год до н. э.: император Цинь Шихуанди сжигает книги, чтобы завершить объединение Китая

«Сожжение книг и погребение ученых», иллюстрация из анонимного альбома, XVIII век. Фото: Bibliotheque nationale de France, Paris

Следующий правитель, прибегнувший к сжиганию текстов ради утверждения собственной власти, действовал гораздо масштабнее. В 213 году до н. э. китайский император Цинь Шихуанди повелел собрать почти все книги в Китае и сжечь их. Эта акция была логическим продолжением внутренней политики императора. Шихуанди был первым императором Китая, правителем, прекратившим междоусобные войны и собравшим множество земель в одно государство. Создав империю, он ввел на всей ее территории единую письменность и валюту, общий закон и чиновничий аппарат, построил дороги, соединившие отдаленные регионы со столицей, снес все крепостные стены внутри страны и построил Великую Китайскую стену вдоль границы империи. Логичным продолжением этих государственных преобразований он считал и унификацию философского учения. А унифицировать было что — философских школ в империи было множество (этот период интеллектуальной истории Китая древние историки даже называли «Сто школ китайской мысли»). Самыми крупными из них были даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. К легистам — крайним государственникам, ставящим интересы страны и слово правителя выше человеческой жизни и личности,— относился и сам император Шихуанди. Следуя за учением идеолога легизма Хань Фэя, который считал, что «в государстве мудрого правителя нет книг и записей на бамбуке, нет речений былых правителей,— единственным образцом для подражания являются государственные мужи», Шихуанди велел чиновникам собрать книги и сжечь все, кроме полезных в практической жизни: книг о земледелии, медицине и фармацевтике. Художественные и светские произведения по одному экземпляру были переданы в императорский архив, а остальные преданы огню.

25 год: римский Сенат сжигает «Анналы», чтобы забыть о республике

В 25 году нашей эры в Римской империи сожгли главный труд историка Кремуция Корда — «Анналы». До наших дней сохранились лишь его фрагменты в произведениях других римских историков, но даже по ним видно, что в своей истории Корд демонстрировал крайнюю приверженность республиканскому строю Рима. Он с симпатией описывал старые демократические институты Рима, проклинал Юлия Цезаря, разрушившего республику, восхвалял его убийц (зачинщика заговора против диктатора Гая Кассия называл «последним римлянином»), критиковал первого римского императора Октавиана Августа и ставшего после него императором Тиберия, который подчинил себе Сенат, лишил его законодательных полномочий и оставил ему лишь функцию одобрять императорские указы и законы. Напоминания о республиканском прошлом страны и критика действующей власти римским патрициям не понравилась, и Сенат обвинил Корда в том, что в своих «Анналах» он оскорбляет императоров и подстрекает к бунту. По этому обвинению подсудимому грозила смертная казнь или поражение в правах и изгнание из Римской империи. Корд, осознавая, что приговор управляемого Сената будет обвинительным, перестал принимать пищу и умер от голода, не дождавшись приговора. Не имея возможности судить его самого, Сенат постановил изъять все работы Корда и сжечь их.

642 год: арабы сжигают Александрийскую библиотеку, потому что в ней нет интересных книг

В 642 году, после 14 месяцев осады, арабская армия взяла Александрию и дотла сожгла городскую библиотеку. До арабского завоевания Египет был частью Византийской империи, а город Александрия — религиозным и научным центром региона. Во многом этому как раз способствовала огромная библиотека города, которую собирали девять веков. По разным подсчетам, на пике своей коллекции Александрийская библиотека насчитывала до 600 тыс. единиц хранения, в том числе работы Еврипида, Софокла, Гомера, светские, языческие и первые христианские тексты. Для арабских завоевателей, которые хотели не просто захватить регион, но и обратить его в ислам, все эти книги, рукописи и свитки не несли никакой ценности, а, напротив, мешали утвердить новую власть и новую религию. Средневековые историки Ибн аль-Кифти и Григорий Бар-Эбрей в своих трудах рассказывали, что после взятия города полководец и сподвижник пророка Мухаммеда Амр ибн аль-Ас приказал своим воинам собрать все, что хранилось в Александрийской библиотеке, и уничтожить. Свое решение он объяснял так: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому в любом случае их надо сжечь». Арабские завоеватели поступили с книгами практично — их развезли по городским баням, где на протяжении шести месяцев топили ими печи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рай и трепет Рай и трепет

Леонид Аронзон: слагаемые мифа

Weekend
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
«Мы серые птицы. Мы птицы печали… С усталою русской душой» «Мы серые птицы. Мы птицы печали… С усталою русской душой»

Касаткин-ростовский: гвардейский офицер, ставший поэтом

Дилетант
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
География несправедливости География несправедливости

О парадоксах нынешнего витка истории неравенства

Монокль
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Дэн Браун Дэн Браун

Правила жизни писателя Дэна Брауна

Правила жизни
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Ты и вы Ты и вы

«Ты» и «вы» — стекла калейдоскопа, разделяющие мир на свое и чужое

Seasons of life
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Почему мы застреваем в одном стиле и как это исправить

Добрые советы
Все в сад! Все в сад!

Отправляемся за яркими красками

Добрые советы
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Григорий Распутин Григорий Распутин

Правила жизни крестьянина и друга царской семьи Григория Распутина

Правила жизни
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Открыть в приложении