Раскачавшиеся материалы
«Неудержимые-4»: легендарная франшиза в самом соку
В российском прокате новая серия «Неудержимых»: Сильвестр Сталлоне со товарищи в четвертый раз не портят борозды канонического боевика, и на 13-м году жизни франшиза наконец имеет все шансы завоевать статус классики.
Словом «expendable» в английском языке обозначают расходный материал. Именно так в фильме 1985 года назвал себя Джон Рэмбо, когда объяснял вьетнамской связной, почему его выбрали для смертельно опасной операции: «Мною можно пренебречь. Это вот как если тебя пригласили на вечеринку, ты не приходишь, а никому и дела нет». А четверть века спустя сыгравший Рэмбо Сильвестр Сталлоне выбрал это название для своего заведомо сногсшибательного проекта, в котором должны были быть собраны не только все коронные ходы классического боевика, но, что особенно ценно, главные звезды жанра, своего рода «лига экстраординарных джентльменов удачи», причем не только и не столько действующих (во главе с Джейсоном Стейтемом), но и тех, кто в полном соответствии с оригинальным названием вышел в тираж. Впрочем, для кого как: для российского, взращенного на видео зрителя большая часть «героев вчерашних дней», засветившихся в этом бронебойном капустнике, продолжали оставаться героями просто. Так что неудивительно, что в нашем прокате ни о каких расходных материалах речи быть не могло, и перед благоговейно замершей публикой в 2010-м явились «Неудержимые», величавые и грозные, будто богатыри на папиросной коробке.
Казалось, что с таким составом фильм вообще можно было не снимать, ограничившись групповым фото на рекламном плакате, а сердце истинного ценителя в любом случае будет петь. Оно и пело, но чем дальше, тем менее и менее уверенно. Когда первый восторг несколько поутих, стали очевидны многие неутешительные обстоятельства. И шутки были по большей части средние, и пресловутый экшен оказался не столько стилизован под продукцию категории Б, сколько на самом деле таковым являлся, и сюжет при всей заведомой необязательности и условности оказался шит какими-то совсем уж вызывающе белоснежными нитками. В том, что происходящее на экране на самом деле круто, приходилось как будто внутренне все время себя убеждать. Но все равно «коммандос молодости нашей» вели себя не так, как полагается настоящей dream team, а скорее в традициях футбольной команды завсегдатаев фестиваля «Кинотавр», которой в то время еще можно было любоваться каждое лето на сочинском стадионе. В этом, разумеется, тоже была своя специфическая прелесть, но все же не покидало ощущение, что истинного триумфа, как ни крути, не случилось. Однако без малого 300 млн всепланетных кассовых сборов свидетельствовали об обратном,