Повесть о пропавшем человеке
Михаил Трофименков о «Последней „Милой Болгарии“», трагикомедии об Эйзенштейне и Зощенко в эвакуации
В конкурсе ММКФ Россия представлена одним фильмом, что делает честь скромности организаторов. То, что этот фильм — «Последняя „Милая Болгария“» Алексея Федорченко, делает честь их уму и вкусу. Не следуя за конъюнктурой и не впадая в самолюбование, этот режиссер всегда разыгрывает свои и только свои заповедные трагикомедии. В «Болгарии» — как и в «Первых на Луне» (2004) и «Ангелах революции» (2014) — он играет с советским прошлым. Среди персонажей экранного вертепа — Сергей Эйзенштейн (по фильму — Режиссер) и Михаил Зощенко (он же — Семен Курочкин).
Обморочная Алма-Ата яблоневых садов, базаров и верблюдов, Алма-Ата 1943 года, зависшая в полуденном мареве между феодализмом и социализмом, переживает нашествие эвакуированной интеллигенции. В одних коммунальных лабиринтах ютятся в равной степени безумные ученые, режиссеры, писатели из Москвы и Ленинграда/
Кто, как потомственный селекционер Леонид Ец (Илья Белов), пытается вырастить для бойцов Красной армии волшебные яблоки сорта «Милая Болгария», да никак не может сберечь опытные образцы. На них покушаются то изобретательные и глумливые хулиганыпионеры, то залетные сороки, то муравьи, то некое исчадие ночных кошмаров, запускающее по ночам в окно комнаты Лени жуткий железный коготь.
Кто, как злой «рыжий клоун» Режиссер (Александр Блинов), реконструирует милый сердцу антураж московской квартиры, заполненной магическими артефактами со всего мира. И превращает съемки фильма об Иване Грозном в истерический хеппенинг, заставляя грозного царя кричать петухом, а опричников, да и всю съемочную группу — отплясывать аля бродвейский кордебалет.