Обходные пути»: Москва глазами закладчика

WeekendСобытия

По кладменским местам

«Обходные пути»: Москва глазами закладчика

Текст: Ксения Рождественская

«Обходные пути» — хроника скучных будней наркокурьера и самый необычный портрет Москвы в истории кино. Снявшая его Екатерина Селенкина, выпускница Московской школы нового кино, выиграла премию Недели кинокритики Венецианского фестиваля как лучший молодой режиссер.

Компьютерный экран, на нем — некий аналог Google maps. Стрелка движется по экрану, это кто-то виртуально гуляет по Москве и фотографирует разные локации. Потом камера переходит на летние московские улицы — пустые переулки, парки, новостройки. Статичная камера вглядывается в городской пейзаж, как будто оценивает риски.

Герою — молодому парню с осветленными волосами (Денис Урванцев) — приходится оценивать риски постоянно: он кладмен, то есть человек, закладывающий наркотики в определенные места. Места эти он как раз и ищет при помощи гугл-карт, выбирая безлюдные улицы и обходные пути. С заказчиком он переговаривается в мессенджере, где сообщения автоматически стираются через 24 часа. Но не ждите захватывающих историй с погонями и стрельбой: работа героя скучна и рутинна. В медитативных «Обходных путях», полнометражном дебюте Екатерины Селенкиной, нет ни разудалости сериала «Во все тяжкие», ни торжественной полифонии «Гоморры». Это ни в коем случае не производственная драма, хотя Селенкина, готовясь к съемкам, консультировалась с настоящими кладменами. О герое мы узнаем немногое: он хороший мальчик, работает в собачьем приюте, ходит на рейвы, собирается выйти из наркобизнеса. В сущности, неважно и это: работа закладчика — лишь повод посмотреть на город чуть более пристально, чем обычно.

Москва Селенкиной и ее соавтора, оператора фильма Алексея Курбатова (он умер в 2020 году),— пространство растерянное и немного обиженное. Это не бравурные площади фильмов Григория Александрова, не сияющие улицы хуциевских фильмов, не обезличенные многоэтажки, готовые сыграть в комедиях Рязанова или в драмах ХХI века вроде «Шультеса» Бакура Бакурадзе или «Айки» Сергея Дворцевого. Это настоящая, тихая, непривычная Москва.

В фокусе «Обходных путей» — не кладмен, не наркотрафик и даже не тоталитарный контроль, которым прошит экранный город. «Обходные пути» — умная медленная драма не человека, но пространства, история городского ландшафта, на который до Екатерины Селенкиной и Алексея Курбатова так внимательно смотрели разве что закладчики и полицейские. Здесь сочетаются разная оптика и разные пласты реальности: основная съемка велась на 16-миллиметровую камеру, но в фильме есть и видео с телефона, и компьютерные панорамы улиц, иногда реальные, иногда сконструированные.

Игра с виртуальными картами — уже не новое слово в кино, можно вспомнить, например, германский короткометражный док Лены Виндиш «В поисках идеального джентльмена», показанный на фестивале «Докер» года полтора назад: героиня бродила по гугл-картам в поисках некоего артефакта, и весь фильм состоял лишь из того, что можно было увидеть на экране компьютера или телефона. Еще более тонко был устроен недавний хит фестивалей MIEFF и «Послание к человеку», парадокументальный фильм «27а» Дарьи Лихой, где гугл-карты оказывались псевдопропуском в реальность, подменяли воспоминания и подтачивали их.

Но «Обходные пути» не просто играют с виртуальностью и с городским пространством. Наследуя Шанталь Акерман с ее кинематографом бесконечно длящегося настоящего времени, фильм дает зрителю какой-то принципиально новый киноопыт, опыт деятельного переживания отсутствия. В процессе фильма зритель сам превращается из наблюдателя в надзирателя, досмотрщика: когда ближе к концу фильма кладмен по неким причинам исчезает, зритель уже не может остановиться, продолжает всматриваться в пейзажи, продолжает искать сначала героя, потом — место, где можно оставить закладку.

Если попробовать приблизить компьютерное изображение панорамных карт, оно размывается, распадается на пиксели. Реальную Москву «Обходные пути» показывают только на общих планах, никогда не приближаясь, не вглядываясь, не размывая сюжет. Зритель чувствует себя стрелкой в гугл-картах, которой к финалу начинает казаться, что пространства ей подчиняются.

Весь фильм, в сущности,— это наблюдение за наблюдающими, досмотр досмотрщиков: на экране то и дело появляются полицейские, лениво едящие шаурму, полицейские, бодро раздевающие подозрительного парня. Полицейская сирена звучит где-то на заднем плане. Но главный герой фильма — это город, в который мы редко вглядываемся, город, в котором сотни мест, куда можно что-то спрятать, сотни мест, где можно встать с плакатом «Нет войне», сотни мест, где кого-то избивают, убивают, досматривают, где кто-то отдыхает на пляже, целуется, молится, ест. И сотни мест, где кого-то больше нет.

Фото: Cineticle Films

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Антропология контекста Антропология контекста

Политика памяти и забвения в «Бабьем Яре» Сергея Лозницы

Weekend
Полет фантазии: произведения Рихарда Вагнера в пяти фильмах Полет фантазии: произведения Рихарда Вагнера в пяти фильмах

Пять известных фильмов, в которых звучат сочинения немецкого композитора Вагнера

Правила жизни
«Если что-то я оставлю после себя – это дети и фильмы» «Если что-то я оставлю после себя – это дети и фильмы»

Наталия Кончаловская взяла интервью у отца, режиссера Андрея Кончаловского

Правила жизни
Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

57 дней в одиночестве: невероятная история Ады Блэкджек

Forbes
Биг Бен Биг Бен

Бенедикт Камбербэтч — о перевоплощении, удовольствиях и трудностях профессии

Esquire
Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк

Историк танца — о тех, кто решил пойти против течения и перевернуть балетный мир

РБК
Персона Персона

Юрий Кузнецов — о любви к уральским изумрудам и стилю ар-деко

RR Люкс.Личности.Бизнес.
В космосе обнаружили разрушительное явление, которому нет равных по масштабу В космосе обнаружили разрушительное явление, которому нет равных по масштабу

В просторах Вселенной разворачиваются драмы поистине космического масштаба

Inc.
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Как выбрать кроссовки для спорта Как выбрать кроссовки для спорта

8 советов, которые помогут подобрать правильную обувь для тренировок

Лиза
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
«Сделать женщин счастливее» «Сделать женщин счастливее»

Любая история успеха — это большой путь. Вот каким видит свой Ирина Хайдарова

OK!
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Общая проблема: как мужчины работают в организациях, которые помогают жертвам насилия Общая проблема: как мужчины работают в организациях, которые помогают жертвам насилия

Почему помогающим организациям важно работать с мужской аудиторией

Forbes
Породы собак, которые хорошо ладят с детьми Породы собак, которые хорошо ладят с детьми

Какую породу собак из сотен доступных принять в свою семью?

ТехИнсайдер
Пути к вершинам: 5 самых необычных канатных дорог в мире Пути к вершинам: 5 самых необычных канатных дорог в мире

Самые впечатляющие подъемники, от которых захватывает дух

ТехИнсайдер
Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет

Ископаемого водорода хватит, чтобы обеспечить Землю энергией на 170 тысяч лет

ТехИнсайдер
Весенняя путина Весенняя путина

Свежий улов: на крючке кроссовер Bestune T90

Автопилот
Раннее взросление Раннее взросление

История одной семьи, переданная в письмах

Знание – сила
Спасители мира: 10 важных фактов о пчелах Спасители мира: 10 важных фактов о пчелах

10 главных фактов, которые стоит знать о пчелах

Правила жизни
Сталинский конструктор: почему в московском метро появился новый памятник Сталинский конструктор: почему в московском метро появился новый памятник

Спорная фигура: почему вокруг нового барельефа Сталина столько мнений?

Forbes
Полис на взлет Полис на взлет

Как восстанавливается рынок туристического страхования

Деньги
Правила игры Правила игры

Индия во многом остаётся загадкой... как избежать недоразумений с партнерами?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты Что случилось с семьей Гитлера и где живут потомки фашиста? Интересные факты

Почему родственники Гитлера решили навсегда прервать зловещую фамилию?

ТехИнсайдер
Острая тема: какие виды инъекций существуют в современной косметологии и что нужно знать об уколах красоты Острая тема: какие виды инъекций существуют в современной косметологии и что нужно знать об уколах красоты

Как сориентироваться в многообразии уколов красоты?

Правила жизни
Точно сказано Точно сказано

Первая коллаборация часового бренда с автомобильным — Aurus

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Перевоспитание мужчин и инвестиции: как Австралия стала примером в борьбе с насилием Перевоспитание мужчин и инвестиции: как Австралия стала примером в борьбе с насилием

Как Австралия смогла войти в топ-20 самых безопасных стран мира для женщин?

Forbes
Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих

Клопы-хищнецы научились обманывать жертв, заманивая их в ловушку

N+1
Открыть в приложении