Обходные пути»: Москва глазами закладчика

WeekendСобытия

По кладменским местам

«Обходные пути»: Москва глазами закладчика

Текст: Ксения Рождественская

«Обходные пути» — хроника скучных будней наркокурьера и самый необычный портрет Москвы в истории кино. Снявшая его Екатерина Селенкина, выпускница Московской школы нового кино, выиграла премию Недели кинокритики Венецианского фестиваля как лучший молодой режиссер.

Компьютерный экран, на нем — некий аналог Google maps. Стрелка движется по экрану, это кто-то виртуально гуляет по Москве и фотографирует разные локации. Потом камера переходит на летние московские улицы — пустые переулки, парки, новостройки. Статичная камера вглядывается в городской пейзаж, как будто оценивает риски.

Герою — молодому парню с осветленными волосами (Денис Урванцев) — приходится оценивать риски постоянно: он кладмен, то есть человек, закладывающий наркотики в определенные места. Места эти он как раз и ищет при помощи гугл-карт, выбирая безлюдные улицы и обходные пути. С заказчиком он переговаривается в мессенджере, где сообщения автоматически стираются через 24 часа. Но не ждите захватывающих историй с погонями и стрельбой: работа героя скучна и рутинна. В медитативных «Обходных путях», полнометражном дебюте Екатерины Селенкиной, нет ни разудалости сериала «Во все тяжкие», ни торжественной полифонии «Гоморры». Это ни в коем случае не производственная драма, хотя Селенкина, готовясь к съемкам, консультировалась с настоящими кладменами. О герое мы узнаем немногое: он хороший мальчик, работает в собачьем приюте, ходит на рейвы, собирается выйти из наркобизнеса. В сущности, неважно и это: работа закладчика — лишь повод посмотреть на город чуть более пристально, чем обычно.

Москва Селенкиной и ее соавтора, оператора фильма Алексея Курбатова (он умер в 2020 году),— пространство растерянное и немного обиженное. Это не бравурные площади фильмов Григория Александрова, не сияющие улицы хуциевских фильмов, не обезличенные многоэтажки, готовые сыграть в комедиях Рязанова или в драмах ХХI века вроде «Шультеса» Бакура Бакурадзе или «Айки» Сергея Дворцевого. Это настоящая, тихая, непривычная Москва.

В фокусе «Обходных путей» — не кладмен, не наркотрафик и даже не тоталитарный контроль, которым прошит экранный город. «Обходные пути» — умная медленная драма не человека, но пространства, история городского ландшафта, на который до Екатерины Селенкиной и Алексея Курбатова так внимательно смотрели разве что закладчики и полицейские. Здесь сочетаются разная оптика и разные пласты реальности: основная съемка велась на 16-миллиметровую камеру, но в фильме есть и видео с телефона, и компьютерные панорамы улиц, иногда реальные, иногда сконструированные.

Игра с виртуальными картами — уже не новое слово в кино, можно вспомнить, например, германский короткометражный док Лены Виндиш «В поисках идеального джентльмена», показанный на фестивале «Докер» года полтора назад: героиня бродила по гугл-картам в поисках некоего артефакта, и весь фильм состоял лишь из того, что можно было увидеть на экране компьютера или телефона. Еще более тонко был устроен недавний хит фестивалей MIEFF и «Послание к человеку», парадокументальный фильм «27а» Дарьи Лихой, где гугл-карты оказывались псевдопропуском в реальность, подменяли воспоминания и подтачивали их.

Но «Обходные пути» не просто играют с виртуальностью и с городским пространством. Наследуя Шанталь Акерман с ее кинематографом бесконечно длящегося настоящего времени, фильм дает зрителю какой-то принципиально новый киноопыт, опыт деятельного переживания отсутствия. В процессе фильма зритель сам превращается из наблюдателя в надзирателя, досмотрщика: когда ближе к концу фильма кладмен по неким причинам исчезает, зритель уже не может остановиться, продолжает всматриваться в пейзажи, продолжает искать сначала героя, потом — место, где можно оставить закладку.

Если попробовать приблизить компьютерное изображение панорамных карт, оно размывается, распадается на пиксели. Реальную Москву «Обходные пути» показывают только на общих планах, никогда не приближаясь, не вглядываясь, не размывая сюжет. Зритель чувствует себя стрелкой в гугл-картах, которой к финалу начинает казаться, что пространства ей подчиняются.

Весь фильм, в сущности,— это наблюдение за наблюдающими, досмотр досмотрщиков: на экране то и дело появляются полицейские, лениво едящие шаурму, полицейские, бодро раздевающие подозрительного парня. Полицейская сирена звучит где-то на заднем плане. Но главный герой фильма — это город, в который мы редко вглядываемся, город, в котором сотни мест, куда можно что-то спрятать, сотни мест, где можно встать с плакатом «Нет войне», сотни мест, где кого-то избивают, убивают, досматривают, где кто-то отдыхает на пляже, целуется, молится, ест. И сотни мест, где кого-то больше нет.

Фото: Cineticle Films

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Антропология контекста Антропология контекста

Политика памяти и забвения в «Бабьем Яре» Сергея Лозницы

Weekend
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как Кен Кизи тестировал ЛСД для ЦРУ и написал «Пролетая над гнездом кукушки» Как Кен Кизи тестировал ЛСД для ЦРУ и написал «Пролетая над гнездом кукушки»

История и последствия одного эксперимента

Weekend
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Глава 1: Москва Глава 1: Москва

Ты говорил, город – сила. А здесь слабые все

Esquire
Цифровое око правосудия. Как роботы помогают искать преступников в России Цифровое око правосудия. Как роботы помогают искать преступников в России

Смогут ли роботы заменить следователей и нужно ли это?

Inc.
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов

Как подступиться к устрицам тем, кто давно хочет их попробовать

Правила жизни
В поиске общих интересов В поиске общих интересов

Пересечение интересов США и России возможно в энергетике и климатической сфере

Ведомости
Мозг просыпается постепенно, и волна активация идет ото лба к затылку Мозг просыпается постепенно, и волна активация идет ото лба к затылку

Чем процесс пробуждения отличается от процесса засыпания?

ТехИнсайдер
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
Субмарининг в отношениях: когда партнер исчезает и появляется как подводная лодка Субмарининг в отношениях: когда партнер исчезает и появляется как подводная лодка

Субмарининг: что это такое и почему люди так себя ведут?

VOICE
Главная по костюмам: как Эдит Хэд одевала Голливуд и получила восемь «Оскаров» Главная по костюмам: как Эдит Хэд одевала Голливуд и получила восемь «Оскаров»

История Эдит Хэд — самой титулованной женщины за всю историю премии «Оскар»

Forbes
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Оцелоты подружились с опоссумами Оцелоты подружились с опоссумами

На чем держится межвидовая дружба между опоссумами и оцелотами?

N+1
Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности

Физики изготовили трансмонные кубиты из напыленной пленки ниобия

N+1
5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов 5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов

Какие «суперспособности» станут реальностью уже к 2030 году — и какой ценой?

Maxim
Защищать нельзя загорать Защищать нельзя загорать

Загорать или нет? Вот в чём вопрос

Здоровье
Губки на роструме снизили эффективность эхолокации афалин Губки на роструме снизили эффективность эхолокации афалин

Почему афалины редко охотятся с губками на роструме?

N+1
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
«Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен «Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен

Как поливоркерам сохранить здоровье и продуктивность

Forbes
Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто» Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто»

Чтобы не отсвечивали рядом, лучше буду один в темном царстве? Не-е-ет!

Коллекция. Караван историй
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Ген-план Ген-план

Почему снижение стоимости технологии прочтения генома не привело к прорыву?

Правила жизни
Отдых с детьми Отдых с детьми

Как отдохнуть с детьми и не сойти с ума?

Здоровье
На партийном вайбе На партийном вайбе

Оживлённые вожди и мемы: как партии завоёвывают молодёжь с помощью ИИ

Ведомости
Открыть в приложении