Первая порнография Нового времени
«Позы Аретино» — скандал, затянувшийся на 500 лет
В 2007 году Майкл Найман написал вокальный цикл на тексты восьми сонетов Пьетро Аретино, видного итальянского автора XVI века. Затея на первый взгляд как-то даже демонстративно респектабельная: для академической музыки последних ста лет обращаться именно к позднеренессансным сонетам — большая почтенная традиция, от микеланджеловских циклов Бриттена и Шостаковича до «Сонетов Луизы Лабе» (2008) Марка-Андре Дальбави, написанных для Филиппа Жарусски. Тем не менее когда запись цикла вышла на CD, в Америке диски продавались с панически огромной наклейкой «Детям до 16 не рекомендуется» — в «классических» отделах музыкальных магазинов такое все-таки в диковинку. А когда цикл в 2008-м исполнялся в лондонском Кадоган-холле, случился скандал: в последний момент перед концертом администрация зала решила не продавать уже отпечатанные программки с текстом сонетов и их переводом на английский ввиду «обсценного содержания». В том же 2008-м Найман выступал в Москве и публика тоже не узнала, о чем, собственно, ей пели со сцены Зала Чайковского. Но могла догадываться, учитывая, что цикл называется «8 Lust Songs» — «Восемь песен похоти».
Скандальность тут на самом деле давнишняя, ей вот уже почти 500 лет, и даже не с поэзии все началось. В 1524 году Джулио Романо, славный ученик Рафаэля (уже четыре года как покойного), создал серию рисунков, изображавших, как гневно писал Вазари, «всевозможные способы, положения и позы, в каких развратные мужчины спят с женщинами». Обреченным на бессмертие это начинание вроде бы не кажется: ну, угодили бы эти рисунки в коллекцию какого-нибудь сластолюбивого кардинала, а после его смерти возмущенные наследники немедленно бы их сожгли — мало ли такого бывало с ренессансной эротической графикой. У Романо, однако, на уме было другое, и потому он обратился к другу и коллеге Маркантонио Раймонди. Да, к тому Раймонди, успешнейшему граверу, который нашел золотое дно: оказалось, что эстампы с фресок, картин и рисунков того же Рафаэля или того же Романо — страшно востребованный товар, что они расходятся по всей Европе огромными тиражами, делая новое римское искусство со всей его изысканностью широковещательным медийным феноменом.
Вот Раймонди-то эти «всевозможнейшие способы» (их, числом 16, так и окрестили — «I Modi», «способы», «модусы») награвировал и издал. Эффект был оглушительный. Надо помнить, что дело происходит в Риме 1520-х, где были не на шутку обеспокоены распространением «лютеранской заразы» — а заодно и протестантской пропагандой, объявлявшей папскую столицу «великой блудницей» и вместилищем всякой мерзости. Видный ватиканский сановник Джан Маттео Гиберти, возмущенный тем, что ищущие повода получили такой смачный повод в виде бестселлера Раймонди, пустил в дело громы и молнии: Романо скрылся в Мантуе, но Раймонди посадили в тюрьму, а все непристойные оттиски, которые удалось собрать (вместе с досками), уничтожили рукой палача.