Татьяна Алешичева о втором сезоне «Моей гениальной подруги»

WeekendСобытия

Мыльная филология

HBO и итальянский телеканал Rai 1 показали второй сезон сериала «Моя гениальная подруга» по циклу романов Элены Ферранте «Неаполитанский квартет», и это одно из лучших телешоу нынешнего года

Первый сезон сериала стал очередным примером «престижного телевидения», каким славится HBO. В создании сценария участвовала сама автор бестселлера, загадочная писательница, известная под именем Элена Ферранте. Нищий неаполитанский квартал, где главные героини росли в 1950-е, изображала гигантская декорация, отстроенная в натуральную величину. В свое время на HBO создали такую же масштабную декорацию для сериала «Рим» и для пущего правдоподобия не убирали на «древних» улицах мусор. Поступить так же в искусственном «Неаполе» не догадались: трущобы в сериале временами выглядят подозрительно чистыми. Но все остальное тут по-настоящему: в съемках участвовали статисты из местных жителей, а главные герои заговорили на неаполитанском диалекте («Моя гениальная подруга» стала первым неанглоязычным шоу HBO, но из-за диалекта и самим итальянцам пришлось смотреть его с субтитрами). Несмотря на это, в Италии сериал посмотрели более шести миллионов человек, а вот на HBO его рейтинги были чахлыми и остались такими во втором сезоне. Между тем сериал заслуживает самого пристального внимания — тому порукой мнение критиков, почти единодушно выставивших ему высший балл.

Итак, первый сезон заканчивался свадьбой 17-летней «королевы квартала» Лилы Черулло (Гая Джираче) с богатеющим как на дрожжах владельцем продуктовой лавки, сыном местного ростовщика Стефано Караччи (Джованни Амура). Их свадебное путешествие превращается для Лилы в кошмар: поняв, что она стала заложницей сделки своей нищей семьи с богачами, она проникается отвращением к жениху. Первая брачная ночь оборачивается для нее тумаками и изнасилованием — муж «в своем праве». Ее бунтарский дух сломлен, и по возвращении в новую просторную квартиру Лила тихо тлеет, слоняясь по комнатам, и даже не прячет от семьи синяки — «поучить» дерзкую жену кулаками тут в порядке вещей. Из нищего неаполитанского квартала подруги могут вырваться лишь двумя способами: продаться кому-то за деньги или получить образование. Лила выбрала первый путь и проиграла, а ее лучшая подруга, скромница Лену (Маргерита Мацукко), выбирает второй. Не будучи семи пядей во лбу («гениальная» из них двоих как раз Лила), Лену поступает в высшую школу и то, чего не может взять усидчивостью, пытается наверстать сближением с местными интеллектуалами — семьей своей учительницы и юным умником Нино Сарраторе (Франческо Серпико), умеющим красиво говорить о поэзии и революции. Разумеется, Лену без памяти влюбляется.

То, что сочинила Ферранте и экранизировал Саверио Констанцо, в первую очередь работает как мыльная опера какого-то высшего порядка: в сериале безупречно расписаны конфликты и заданы точки напряжения между персонажами. Эмоциональная вовлеченность в эту их бурную итальянскую жизнь — пока герои любят и изменяют, колотят друг друга смертным боем и убегают на край света — не ослабевает ни на минуту. Но вдобавок этот мелодраматический конструкт наполнен изумительно точными психологическими наблюдениями. В какой-то момент Лену, просто проходя по улице и вглядываясь в лица окружающих женщин, понимает, что Лила смертельно боится превратиться в их подобие. До срока постаревшие, они непрерывно рожают, а когда не рожают, не отходят от плиты, сносят побои мужей, сварливо ругаются с ними и забывают, что когда-то были прекрасны. Возможно, поэтому интеллектуалы кажутся Лену высшей кастой, заговоренными от всей этой низости, и она тянется к ним просто из чувства самосохранения. Лила, превосходящая умом любого из этих ученых болтунов, понимает все это гораздо раньше простодушной Лену и ненавидит их нутряной ненавистью: «Они все болтают и болтают, а живут в квартирах со старой мебелью, набитых старыми книгами, и сами не способны сказать ничего нового!» Но и она зачарована всей этой недостижимой аристократией духа и, влюбившись в того же Нино, страстно пытается проникнуть в его мир, подражает ему, хватаясь без разбора за Джойса и Беккета и с лету понимая в них больше, чем старательная Лену. В новом сезоне Констанцо ненадолго выпустил руль и две серии вместо него сняла Аличе Рорвахер. В этих эпизодах сериал достигает своего эмоционального пика: Лила и Лену едут к морю и одновременно переживают главный в своей жизни любовный роман. Сцены, полные солнца, когда Лену больными от ревности глазами смотрит сквозь слой бирюзовой воды на подругу, которая увела у нее парня, сделаны на уровне, до которого нечасто добирается и большое кино.

Молодые интеллектуалы и бунтари 1960-х, в которых влюбляются героини, изображены у Ферранте с какой-то пронзительной, выстраданной иронией. Увязавшись за Нино на показ Пазолини, где режиссеру угрожают ворвавшиеся в зал фашисты, Лила жадно впитывает происходящее. И довольно скоро понимает, что Нино, которому «одинаково скучны и Пазолини, и фашисты», поверхностен. Еще более занятные приключения происходят с Лену в мире классической филологии. Поступив в университет в Пизе, она попадает в мир знатной профессуры. Эти люди представляются ей такой же элитой, как богатые торговцы из ее неапольской Вороньей слободки, только благородной. Они действительно богаты в самом банальном смысле и идут к успеху теми же путями круговой поруки и семейных связей. А насколько они благородны, Лену скоро узнает, когда высоколобые студенты будут травить ее за провинциальный акцент. Когда она напишет свою первую книгу, столичный критик лишь походя пролистает ее. И скажет покровительственным тоном, что в литературе нельзя допускать скабрезных сцен и нужно равняться на «Обрученных» — роман из школьной программы, написанный в 1827 году! Путь, избранный Лену, чтобы сбежать с патриархального итальянского Юга, «который никогда не изменится», привел ее в такие же замшелые дебри академической учености, процветающей на Севере. Таким образом, сериал рассказывает куда более удивительные истории, чем просто байки про богатых и бедных, выбившихся из низов или навсегда там застрявших. Ничего подобного по проблематике и качеству исполнения не может предложить ни один нынешний телевизионный проект.

Смотреть: more.tv

Фото: HBO

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пули и дураки Пули и дураки

«Наемный убийца»: авторемейк Джона Ву, которого лучше бы не было

Weekend
Как нумизмат из Феодосии борется за свой Музей денег Как нумизмат из Феодосии борется за свой Музей денег

Почему Музей денег в Феодосии требуют закрыть

СНОБ
Звезды сошлись Звезды сошлись

Анастасия Уколова — о роли мечты в байопике «Комбинация»

Grazia
Списали с натуры Списали с натуры

Загородный дом, оформленный студией “МК‑Интерио”

AD
Павел Попов. Прыгнуть в свой страх, чтобы победить Павел Попов. Прыгнуть в свой страх, чтобы победить

Почему сегодня модные фильмы и сериалы не обходятся без артиста Павла Попова?

Караван историй
Что такое зависимость и кто становится зависим: с точки зрения науки Что такое зависимость и кто становится зависим: с точки зрения науки

Разбираемся в природе человеческих пристрастий

Популярная механика
Феномен мертвой воды: почему погибли корабли Клеопатры Феномен мертвой воды: почему погибли корабли Клеопатры

Что такое мертвая вода и как она воздействует на корабли?

Популярная механика
Почему 20-летние больше не хотят «убивать» себя на работе Почему 20-летние больше не хотят «убивать» себя на работе

Отношение к работе как к основной ценности в жизни устарело

Forbes
Сколько тебе нужно белка, чтобы нарастить мышечную массу? Ответы на главные вопросы о протеине Сколько тебе нужно белка, чтобы нарастить мышечную массу? Ответы на главные вопросы о протеине

Сколько именно протеина стоит съедать для заветного результата?

Playboy
«Я была живым трупом»: Елена Бережная о насилии партнера и романе с Сихарулидзе «Я была живым трупом»: Елена Бережная о насилии партнера и романе с Сихарулидзе

Елена Бережная едва не лишилась жизни по вине партнера Олега Шляхова

Cosmopolitan
«Это как кошек пасти». Ведущий телепередачи «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман о работе с творческими людьми «Это как кошек пасти». Ведущий телепередачи «Разрушители легенд» Джейми Хайнеман о работе с творческими людьми

Как работать с творческими людьми и почему нужно изучать то, что не нравится

Forbes
Я подбираю котов и нахожу им дом Я подбираю котов и нахожу им дом

«Вот уже лет восемь я подбираю на улице котов и нахожу им дом»

Домашний Очаг
Квантовый мир обошелся без эффекта бабочки Квантовый мир обошелся без эффекта бабочки

Эффект, который помогает различать классические хаотические и квантовые системы

N+1
«Неправильные» аресты и темное прошлое Фургала «Неправильные» аресты и темное прошлое Фургала

Почему активизировались силовые структуры и как отреагирует система власти

Эксперт
Елена Камбурова. Берегите нас, поэтов Елена Камбурова. Берегите нас, поэтов

«Вы хотите, чтобы и у нас случилась Пражская весна?!»

Караван историй
10 фраз на латыни: как их использовать, чтобы прослыть Горацием 10 фраз на латыни: как их использовать, чтобы прослыть Горацием

Главное, чтобы латинские фразы были in situ, и не ad nauseam

Maxim
Spektrum (Германия): конец человечества в результате изменения климата Spektrum (Германия): конец человечества в результате изменения климата

Действительно ли человечество вымрет по собственной вине?

ИноСМИ
Секс-бомба с дислексией и жена миллиардера: неожиданные факты о Сальме Хайек Секс-бомба с дислексией и жена миллиардера: неожиданные факты о Сальме Хайек

Сальма Хайек — из тех актрис, которые упорно работают над карьерой

Cosmopolitan
Что нужно знать об экземе: откуда берется, как проявляется и как лечить Что нужно знать об экземе: откуда берется, как проявляется и как лечить

Разбираемся, какие симптомы экземы опасны и как их лечить

РБК
Ольга Рыжкова: «На съемочной площадке посмотрела на мужа другими глазами» Ольга Рыжкова: «На съемочной площадке посмотрела на мужа другими глазами»

Актриса Ольга Рыжкова рассказала о том, как справилась с детскими комплексами

Grazia
Диплом на колёсах: как студенты превращают автомобили в концепт-кары Диплом на колёсах: как студенты превращают автомобили в концепт-кары

Удивительные автомобили выпускников Skoda Academy

Популярная механика
Письмо телу Письмо телу

Как заметить свое тело и начать строить с ним отношения

Seasons of life
Секс-коучинг: спасательный круг или опасные рифы? Секс-коучинг: спасательный круг или опасные рифы?

Что такое суррогатный секс-партнер и для чего он нужен

Psychologies
Нейрофизиолог, которая верила в магию мозга: чем известна Наталья Бехтерева Нейрофизиолог, которая верила в магию мозга: чем известна Наталья Бехтерева

Вспоминаем биографию советского и российского нейрофизиолога Натальи Бехтеревой

Esquire
Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла» Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла»

Книги, которые делают умных умнее

Эксперт
Опытным шитьем Опытным шитьем

Знакомимся с дизайнерами, которые исследуют отношения между одеждой и телом

Seasons of life
«Ударом в подбородок вряд ли можно вырубить мужика». Кто и как учит российских женщин самообороне «Ударом в подбородок вряд ли можно вырубить мужика». Кто и как учит российских женщин самообороне

Единственная в России женщина-эксперт по системе самообороны крав-мага

Forbes
Речь о краденом молоке Речь о краденом молоке

Василий Степанов о «Первой корове» Келли Рейхардт

Weekend
Водитель задел столбик на заправке и уехал. За это его лишили прав Водитель задел столбик на заправке и уехал. За это его лишили прав

Разбираемся, как не лишиться прав на пустом месте

РБК
Вместо некролога: Конституция России 1993-2020 Вместо некролога: Конституция России 1993-2020

Краткие, но яркие итоги жизни «ельцинская» конституции 1993 года

Forbes
Открыть в приложении