Татьяна Алешичева о втором сезоне «Моей гениальной подруги»

WeekendСобытия

Мыльная филология

HBO и итальянский телеканал Rai 1 показали второй сезон сериала «Моя гениальная подруга» по циклу романов Элены Ферранте «Неаполитанский квартет», и это одно из лучших телешоу нынешнего года

Первый сезон сериала стал очередным примером «престижного телевидения», каким славится HBO. В создании сценария участвовала сама автор бестселлера, загадочная писательница, известная под именем Элена Ферранте. Нищий неаполитанский квартал, где главные героини росли в 1950-е, изображала гигантская декорация, отстроенная в натуральную величину. В свое время на HBO создали такую же масштабную декорацию для сериала «Рим» и для пущего правдоподобия не убирали на «древних» улицах мусор. Поступить так же в искусственном «Неаполе» не догадались: трущобы в сериале временами выглядят подозрительно чистыми. Но все остальное тут по-настоящему: в съемках участвовали статисты из местных жителей, а главные герои заговорили на неаполитанском диалекте («Моя гениальная подруга» стала первым неанглоязычным шоу HBO, но из-за диалекта и самим итальянцам пришлось смотреть его с субтитрами). Несмотря на это, в Италии сериал посмотрели более шести миллионов человек, а вот на HBO его рейтинги были чахлыми и остались такими во втором сезоне. Между тем сериал заслуживает самого пристального внимания — тому порукой мнение критиков, почти единодушно выставивших ему высший балл.

Итак, первый сезон заканчивался свадьбой 17-летней «королевы квартала» Лилы Черулло (Гая Джираче) с богатеющим как на дрожжах владельцем продуктовой лавки, сыном местного ростовщика Стефано Караччи (Джованни Амура). Их свадебное путешествие превращается для Лилы в кошмар: поняв, что она стала заложницей сделки своей нищей семьи с богачами, она проникается отвращением к жениху. Первая брачная ночь оборачивается для нее тумаками и изнасилованием — муж «в своем праве». Ее бунтарский дух сломлен, и по возвращении в новую просторную квартиру Лила тихо тлеет, слоняясь по комнатам, и даже не прячет от семьи синяки — «поучить» дерзкую жену кулаками тут в порядке вещей. Из нищего неаполитанского квартала подруги могут вырваться лишь двумя способами: продаться кому-то за деньги или получить образование. Лила выбрала первый путь и проиграла, а ее лучшая подруга, скромница Лену (Маргерита Мацукко), выбирает второй. Не будучи семи пядей во лбу («гениальная» из них двоих как раз Лила), Лену поступает в высшую школу и то, чего не может взять усидчивостью, пытается наверстать сближением с местными интеллектуалами — семьей своей учительницы и юным умником Нино Сарраторе (Франческо Серпико), умеющим красиво говорить о поэзии и революции. Разумеется, Лену без памяти влюбляется.

То, что сочинила Ферранте и экранизировал Саверио Констанцо, в первую очередь работает как мыльная опера какого-то высшего порядка: в сериале безупречно расписаны конфликты и заданы точки напряжения между персонажами. Эмоциональная вовлеченность в эту их бурную итальянскую жизнь — пока герои любят и изменяют, колотят друг друга смертным боем и убегают на край света — не ослабевает ни на минуту. Но вдобавок этот мелодраматический конструкт наполнен изумительно точными психологическими наблюдениями. В какой-то момент Лену, просто проходя по улице и вглядываясь в лица окружающих женщин, понимает, что Лила смертельно боится превратиться в их подобие. До срока постаревшие, они непрерывно рожают, а когда не рожают, не отходят от плиты, сносят побои мужей, сварливо ругаются с ними и забывают, что когда-то были прекрасны. Возможно, поэтому интеллектуалы кажутся Лену высшей кастой, заговоренными от всей этой низости, и она тянется к ним просто из чувства самосохранения. Лила, превосходящая умом любого из этих ученых болтунов, понимает все это гораздо раньше простодушной Лену и ненавидит их нутряной ненавистью: «Они все болтают и болтают, а живут в квартирах со старой мебелью, набитых старыми книгами, и сами не способны сказать ничего нового!» Но и она зачарована всей этой недостижимой аристократией духа и, влюбившись в того же Нино, страстно пытается проникнуть в его мир, подражает ему, хватаясь без разбора за Джойса и Беккета и с лету понимая в них больше, чем старательная Лену. В новом сезоне Констанцо ненадолго выпустил руль и две серии вместо него сняла Аличе Рорвахер. В этих эпизодах сериал достигает своего эмоционального пика: Лила и Лену едут к морю и одновременно переживают главный в своей жизни любовный роман. Сцены, полные солнца, когда Лену больными от ревности глазами смотрит сквозь слой бирюзовой воды на подругу, которая увела у нее парня, сделаны на уровне, до которого нечасто добирается и большое кино.

Молодые интеллектуалы и бунтари 1960-х, в которых влюбляются героини, изображены у Ферранте с какой-то пронзительной, выстраданной иронией. Увязавшись за Нино на показ Пазолини, где режиссеру угрожают ворвавшиеся в зал фашисты, Лила жадно впитывает происходящее. И довольно скоро понимает, что Нино, которому «одинаково скучны и Пазолини, и фашисты», поверхностен. Еще более занятные приключения происходят с Лену в мире классической филологии. Поступив в университет в Пизе, она попадает в мир знатной профессуры. Эти люди представляются ей такой же элитой, как богатые торговцы из ее неапольской Вороньей слободки, только благородной. Они действительно богаты в самом банальном смысле и идут к успеху теми же путями круговой поруки и семейных связей. А насколько они благородны, Лену скоро узнает, когда высоколобые студенты будут травить ее за провинциальный акцент. Когда она напишет свою первую книгу, столичный критик лишь походя пролистает ее. И скажет покровительственным тоном, что в литературе нельзя допускать скабрезных сцен и нужно равняться на «Обрученных» — роман из школьной программы, написанный в 1827 году! Путь, избранный Лену, чтобы сбежать с патриархального итальянского Юга, «который никогда не изменится», привел ее в такие же замшелые дебри академической учености, процветающей на Севере. Таким образом, сериал рассказывает куда более удивительные истории, чем просто байки про богатых и бедных, выбившихся из низов или навсегда там застрявших. Ничего подобного по проблематике и качеству исполнения не может предложить ни один нынешний телевизионный проект.

Смотреть: more.tv

Фото: HBO

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Классицизм и котлеты Классицизм и котлеты

Торжок, где творил русский Леонардо да Винчи

Weekend
Только между нами Только между нами

О женской дружбе редко услышишь что-то хорошее

Cosmopolitan
Продолжить себя Продолжить себя

За провокационным названием скрывается шедевр научной журналистики

Вокруг света
«Он Ленина на *** послал!» «Он Ленина на *** послал!»

Третьего ареста он ждал в 1937 году, однако его арестовали уже после ежовщины

Дилетант
Путь от бастарда до монарха Путь от бастарда до монарха

Как бастарду Вильгельму I удалось превратить свою мечту о короне в реальность?

Дилетант
Кофе с кардамоном: польза и вред + лучшие рецепты Кофе с кардамоном: польза и вред + лучшие рецепты

Кофе с кардамоном гораздо полезнее, чем обычный бодрящий напиток?

Playboy
Ветер в голове Ветер в голове

Какие проблемы волос возникают летом и как их решать

Лиза
Спад эпидемии тифа в варшавском гетто объяснили социальным дистанцированием Спад эпидемии тифа в варшавском гетто объяснили социальным дистанцированием

Официальная статистика смертности в варшавском гетто, похоже, была занижена

N+1
«12 стульев» не по-русски, или Ильф и Петров в иностранном кино «12 стульев» не по-русски, или Ильф и Петров в иностранном кино

Эксперты насчитывают от 13 до 16 экранизаций книги «Двенадцать стульев»

Maxim
Брюс Дейсли: отключите внутреннего надсмотрщика, чтобы сделать работу менее ужасной Брюс Дейсли: отключите внутреннего надсмотрщика, чтобы сделать работу менее ужасной

Книга бывшего вице-президента Twitter о продуктивном спокойствии

Inc.
Как Синди Шерман стала иконой современного искусства просто фотографируя себя Как Синди Шерман стала иконой современного искусства просто фотографируя себя

Синди Шерман в любом случае стала бы звездой

GQ
Гороскоп ненависти: что приводит в ярость знаки зодиака? Гороскоп ненависти: что приводит в ярость знаки зодиака?

Хочешь узнать, что может привести тебя в ярость?

Cosmopolitan
«Внешне — эльф, внутри — несгибаемый воин»: как 18-летняя Алина Загитова заработала за год больше $1 млн «Внешне — эльф, внутри — несгибаемый воин»: как 18-летняя Алина Загитова заработала за год больше $1 млн

Как 18-летняя фигуристка Алина Загитова монетизирует свою популярность?

Forbes
Снимки растений в открытом космосе: безумное творчество Азумы Макото Снимки растений в открытом космосе: безумное творчество Азумы Макото

Как растительные композиции японского флориста путешествуют по миру

Популярная механика
«Я люблю Нью-Йорк»: как жил и работал дизайнер Милтон Глейзер, который придумал легендарный логотип I Love New York «Я люблю Нью-Йорк»: как жил и работал дизайнер Милтон Глейзер, который придумал легендарный логотип I Love New York

Ключевые факты в биографии культового дизайнера Милтона Глейзера

Esquire
13-й полет новозеландской ракеты обернулся потерей семи спутников 13-й полет новозеландской ракеты обернулся потерей семи спутников

Семь микроспутников потеряны безвозвратно из-за неисправности ракеты

Популярная механика
Изобретение штрих-кода: как в 1974 опознали первую жвачку Изобретение штрих-кода: как в 1974 опознали первую жвачку

Ничто так не изменило облик современной торговли, как штрих-код

Популярная механика
Противная рыжая немка Противная рыжая немка

Принцесса, которой пришлось выйти замуж за самого уродливого человека её времени

Дилетант
Место под солнцем Место под солнцем

Чтобы осмотреть Крым, не хватит и месяца

Лиза
Ольга Рыжкова: «На съемочной площадке посмотрела на мужа другими глазами» Ольга Рыжкова: «На съемочной площадке посмотрела на мужа другими глазами»

Актриса Ольга Рыжкова рассказала о том, как справилась с детскими комплексами

Grazia
Для чего нужно предисловие и можно ли его опустить Для чего нужно предисловие и можно ли его опустить

Одна из глав книги «Архитектура сюжета. Как создать запоминающуюся историю»

СНОБ
Несерьезная квартира Несерьезная квартира

Игорь Гулин об объединении APTART

Weekend
Что такое облачный гейминг и как играть в современные игры без мощного ПК или консоли Что такое облачный гейминг и как играть в современные игры без мощного ПК или консоли

Если ты не идёшь в компьютерный клуб, то компьютерный клуб идёт к тебе

Maxim
Изменение климата укоротило гнездовой период финских птиц Изменение климата укоротило гнездовой период финских птиц

Как климатические изменения повлияли на финских птиц

N+1
Кристофер Хитченс о том, почему религия — зло Кристофер Хитченс о том, почему религия — зло

Почему религия — источник практически всех земных зол?

Esquire
Парный выход Парный выход

Как российские селебрити проводят время со своими детьми

Grazia
Самые странные, яркие и сумасшедшие увлечения российского бизнеса Самые странные, яркие и сумасшедшие увлечения российского бизнеса

Дмитрий Волков — о хобби, которые стали занимать больше времени, чем работа

СНОБ
Мизинец не отставлять! Какие правила соблюдает королевская семья за столом Мизинец не отставлять! Какие правила соблюдает королевская семья за столом

У британской королевской семьи есть правила, касающиеся буквально всего

Cosmopolitan
Грибочков не желаете? Грибочков не желаете?

Как делать летние заготовки с грибами и обезопасить себя от ботулизма?

Лиза
Как движение #MeToo трансформируется в российских реалиях Как движение #MeToo трансформируется в российских реалиях

Почему в России харассмент и абьюз не считаются серьезной проблемой

РБК
Открыть в приложении