Кукла веры
«Пиноккио Гильермо дель Торо»: сказка страшного времени
На Netflix вышел «Пиноккио Гильермо дель Торо». После многочисленных экранизаций сказки Коллоди, особенно после недавних версий авторства Маттео Гарроне и Роберта Земекиса, желание вновь обратиться к «Пиноккио» выглядит минимум странно, если не самонадеянно. Но дель Торо в 2022 году превращает сказочное в политическое и формулирует самые неудобные вопросы.
В начале января Гильермо дель Торо предсказал «Аллеей кошмаров», мрачной фантасмагорией, сравнивавшей практически в лоб «уродов» и людей не в пользу последних, все, что случится с нами в роковом 2022-м: мир уподобится темному тоннелю, черной-черной комнате без права на надежду. Действие «Аллеи кошмаров» разворачивалось в эпоху Великой депрессии, главный герой Стэнтон Карлайл, чтобы спастись от нищеты, а также от призраков прошлого, вступал в труппу артистов бродячего цирка, учился вызывать духов, зарабатывал на этом немалые деньги, но в финале, как обычно и бывает, когда все строишь на лжи, оказывался ввергнутым в пучину мрака и сам превращался в зверя. Ведь только зверь способен жить одними инстинктами, не отличая добро от зла, не заботясь о душе, ничего не нося в своем сердце.
«Пиноккио» стартует с короткого и душераздирающего флешбэка: в годы Первой мировой старик Джеппетто растит сына Карло, чудесного мальчика с глазами как две спелые вишни, во всем послушного заботливому отцу. Казалось бы, ничто не способно разрушить эту пастораль, этот маленький мир, полный бескомпромиссной любви. Но в большом мире начинается очередная абсурдная война, и Карло погибает под обломками деревенской церкви, где Джеппетто реставрировал деревянное распятие. Много лет спустя, накануне новой, еще более кровавой войны, безутешный Джеппетто в момент отчаяния мастерит из полена куклу… дальнейшее, как