Как забытый немецкий романтик стал современным художником

WeekendИстория

Фридрих великий

Как забытый немецкий романтик стал современным художником

«Двое, созерцающие луну», 1819–1820. Фото: Galerie Neue Meister, Dresden

5 сентября исполняется 250 лет со дня рождения Каспара Давида Фридриха (1774–1840). Немецкого романтика чествуют по всему миру, юбилейные выставки начались в прошлом году и растянутся на будущий, когда первую американскую ретроспективу художника откроет Метрополитен. Нью-йоркская ретроспектива станет финалом, но все же не центральным событием в праздничной программе — главные выставки приготовили в четырех городах, где хранятся самые большие фридриховские собрания. Гамбург, Берлин, Дрезден, Петербург — в сущности, это география «немецкого мира» XIX века, века, в котором Фридрих был и признан, и позабыт еще при жизни. Однако на протяжении XX столетия он из третьестепенного дрезденского пейзажиста постепенно превратился в основоположника немецкого романтизма и величайшего гения человечества, чьи картины стали иконами масскульта и разошлись на цитаты, как «Поцелуи» Климта и «Крики» Мунка. Анна Толстова рассказывает, как, пройдя сквозь воду, огонь и медные трубы, Фридрих тоже сделался художником-модернистом — усилиями авангардистов и консерваторов, патриотов и космополитов, нацистов и антифашистов.

«Монах у моря», 1808–1810. Фото: Alte Nationalgalerie, Berlin, Germany

Сквозь огонь

Помимо выставок к юбилею подоспела книга Флориана Иллиеса «Волшебство тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь времена». Возможно, лучший из современных немецких эссеистов, Уолтер Патер наших дней, Иллиес разворачивает рассказ о жизни и живописи художника как пестрый ковер, сотканный из четырех стихий: огонь, вода, земля, воздух. И неслучайно начинает повествование со стихии огня.

6 июня 1931 года сгорел Стеклянный дворец в Мюнхене. Гигантский выставочный комплекс из стекла и чугуна сгорел дотла, в огне погибло более трех тысяч произведений искусства — Германия, еще не подозревающая, какие катастрофические разрушения ей предстоят в скором времени, оплакивала гибель национального достояния, сравнимую разве что с потерями времен Тридцатилетней войны; все газеты страны разразились скорбными элегиями. Самым ценным из того, что уничтожил пожар, была выставка, открывшаяся пятью днями ранее и называвшаяся «Произведения немецких романтиков от Каспара Давида Фридриха до Морица фон Швинда». Выставка состояла почти исключительно из шедевров, свезенных со всей Германии и Австрии: назарейцы, Карл Фридрих Шинкель, Филипп Отто Рунге. Полнее всего в экспозиции был представлен Фридрих — девятью полотнами. Лес корабельных мачт в гавани Грайфсвальда, родного города Фридриха; жена и дочь художника у окна в вечерний час, сквозь листву проступает бесконечность небесной дали; дама на берегу моря машет белым платочком вслед белому парусу; собиратель валежника бредет по сжатому полю щемящей грусти — трудно сказать, чего жальче. Жаль всего и всех, особенно Рунге, потерявшего одну из своих лучших картин, автопортрет с женой и братом («Мы втроем»).

«На паруснике», 1818–1820. Фото: Государственный Эрмитаж

Это был не первый пожар в посмертной жизни Фридриха. 10 октября 1901 года сгорел его родной дом в Грайфсвальде, точнее — выгорел наполовину дом с мыловарней, где жил внучатый племянник художника, унаследовавший семейный бизнес. Тогда в огне погибло много картин, пусть и не столь прекрасных, как сгоревшие в Мюнхене. Местная газета написала о происшествии — ни о каких национальных трагедиях речи не шло. Фридрих был плохо известен, в музеях его работы практически не выставлялись. Один только Альфред Лихтварк, первый директор гамбургского Кунстхалле, активно пополнявший музейную коллекцию и понимавший, кто такой Фридрих, пришел в ужас, когда — спустя год — узнал о пожаре.

Даты обоих пожаров полезно держать в уме: за тридцать лет Фридрих, бывший ничем, стал германским всем — неслучайно его имя было вынесено в название мюнхенской выставки. Мюнхенский пожар воспримут в символическом ключе. Вскоре романтизм с Фридрихом во главе будет апроприирован нацистской пропагандой в качестве сущностного элемента германского культурного кода. На месте сгоревшего Стеклянного дворца построят Дом немецкого искусства — он откроется 18 июля 1937 года первой Большой немецкой художественной выставкой, Гитлер в приветственной речи скажет, как трагично, что романтикам было суждено погибнуть в огне, а работы современных «фабрикантов от искусства» целы и невредимы (имелась в виду выставка «Дегенеративное искусство», сделанная в пандан и противовес к Большой немецкой). Романтикам предстояло сгореть в огне арийской идеологии и возродиться из пепла, словно феникс. Впрочем, несколько картин Фридриха сгорят — будут уничтожены или исчезнут без следа — под конец Второй мировой отнюдь не фигурально.

«Ледяное море», 1823–1824. Фото: Kunsthalle Hamburg

Сквозь медные трубы

Великий сын Германии родился в Швеции, а учился в Дании. Грайфсвальд, родина Фридриха, был одним из крупных городов Шведской Померании, части немецких земель, которые с 1648-го по 1815 год — от Вестфальского мира до Венского конгресса — подчинялись шведской короне. И конечно, выбор Датской королевской академии художеств напрашивался сам собой: Померания, Мекленбург, Шлезвиг, Гольштиния, Дания — все это было одно культурное пространство; Рунге, тоже родом из Шведской Померании, чуть позднее тоже поедет учиться в Копенгаген. Но зато великий сын Германии никогда не бывал в Италии: принципиально, вопреки всем тогдашним модам, академическим и романтическим, мог поехать, но не ездил, предпочел Флоренцию на Эльбе, обосновавшись в Дрездене вскоре по выходе из Копенгагенской академии, порицал своих друзей и коллег за «итальянщину» в пейзаже, и назарейцы, окопавшиеся в Риме, были его стратегическими противниками.

«Гробницы древних героев», 1812. Фото: Hamburger Kunsthalle

Фридрих путешествовал исключительно по Германии: Саксония, Северная Богемия, Судеты, Тюрингия, Гарц и Померания с Рюгеном — он нередко навещал отчий дом, его тянуло на балтийский берег. Однако великим путешественником его не назовешь — так, например, он никогда не видал немецких Альп, а краса и гордость Баварии гора Вацманн написана им по рисунку ученика. И разумеется, он не ездил писать этюды к «Ледяному морю» (1823–1824) на Северный Ледовитый океан, хотя с интересом следил за арктическими экспедициям: этюды были написаны на берегах Эльбы, которая полностью замерзла суровой зимой 1820–1821 годов. Тем не менее на картинах Фридриха родные просторы, с южных гор до северных морей, представлены в большом разнообразии, как будто бы пейзажист счел своей миссией собирание немецких земель в этакий живописный Германский союз. Пронзительность закатов на балтийско-поморском побережье, эпическое величие саксонско-тюрингских лесов, удивительная широта эльбской поймы — в каждом мотиве ощущается нечто специфически и уникально немецкое, это не какие-то универсальные и абстрактные берега, ельники и низины, это именно немецкая земля, немецкая почва.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как завещал великий Ленин? Как завещал великий Ленин?

Основные тезисы «политического завещания Ленина»

Дилетант
Изотопный анализ показал, как питались элита и низшие классы во Франции 1000 лет назад Изотопный анализ показал, как питались элита и низшие классы во Франции 1000 лет назад

​​​​​​​Археологи узнали средневековые диетические практики Франции

ТехИнсайдер
Не только смартфон Не только смартфон

Полезные гаджеты и лучшие приложения для учебы

Лиза
Пропало либидо: план действий от психолога и сексолога Пропало либидо: план действий от психолога и сексолога

Что делать, если ты вдруг поняла: интима совсем не хочется и либидо на нуле?

VOICE
Это смело. 5 неочевидных особенностей кроссовера Jaecoo J7 Это смело. 5 неочевидных особенностей кроссовера Jaecoo J7

Кроссовер Jaecoo J7 обладает целым рядом интересных особенностей

РБК
Времена года повлияли на моральные ценности американцев Времена года повлияли на моральные ценности американцев

Одобрения сплачивающих моральных ценностей зависит от времени года

N+1
Фьюзинг: дедовский метод Фьюзинг: дедовский метод

Процесс создания красоты, «фьюзинг», — давняя и довольно традиционная технология

КАНТРИ Русская азбука
Папоротники: 14 удивительных фактов, доказывающих уникальность и необычность этих растений Папоротники: 14 удивительных фактов, доказывающих уникальность и необычность этих растений

Многие просто не замечают папоротник, однако он крайне необычен

ТехИнсайдер
«Гуслица»: творческая усадьба на территории мануфактуры «Гуслица»: творческая усадьба на территории мануфактуры

Вдали мегаполиса энтузиасты развивают на историческом месте новую арт-резиденцию

Psychologies
Юла: кручу-верчу Юла: кручу-верчу

Яркая и шумная юла уже много веков веселит малышню в российских домах

КАНТРИ Русская азбука
Как преодолеть финансовые конфликты в семье: практическое руководство Как преодолеть финансовые конфликты в семье: практическое руководство

Как разрешить финансовые трудности в семье и при этом укрепить свои отношения?

VOICE
Фартук, косы, кружева Фартук, косы, кружева

Какой была школьная форма в СССР

Лиза
Ворон, клоун, криминальный авторитет: 10 лучших ролей Билла Скарсгарда Ворон, клоун, криминальный авторитет: 10 лучших ролей Билла Скарсгарда

Экранная эволюция актера Билла Скарсгарда на примере его лучших ролей

Правила жизни
Вредные советы из СССР Вредные советы из СССР

8 кулинарных лайфхаков, которым не стоит следовать

Лиза
Юрий Авдалов: «Не поможем производителям компонентов — останемся на азиатской игле» Юрий Авдалов: «Не поможем производителям компонентов — останемся на азиатской игле»

Отечественное машиностроение в последние годы демонстрирует впечатляющие успехи

ФедералПресс
Овощ в мундире Овощ в мундире

Молодой картофель – какой лучше выбрать и как приготовить?

Лиза
Защищает от простуды и рака! Узнайте интересные факты о пользе приправы карри Защищает от простуды и рака! Узнайте интересные факты о пользе приправы карри

Карри: ароматная и полезная для здоровья приправа

ТехИнсайдер
Ощущение вкуса Ощущение вкуса

На что мы смотрим, когда выбираем блюдо или напиток?

Bones
Играет с огнем Играет с огнем

Евгений Стычкин: сам себе режиссер и всем папа

Men Today
Миры со звездами, где звезд две и больше двух Миры со звездами, где звезд две и больше двух

Двойных и тройных звезд гораздо больше, чем одиноких

Зеркало Мира
Будем жить Будем жить

Города, каких не видывал мир

Men Today
«Звездная болезнь»: плюсы, минусы, последствия для «больного» и окружающих «Звездная болезнь»: плюсы, минусы, последствия для «больного» и окружающих

Как распознать в себе и близких симптомы «звездной болезни» и спастись от них?

Psychologies
Александра Зайцева: «Где дом и дым глубин и алый». Фрагмент из книги о домашнем насилии Александра Зайцева: «Где дом и дым глубин и алый». Фрагмент из книги о домашнем насилии

Глава из книги «Где дом и дым глубин и алый»: мистический реализм для взрослых

СНОБ
Искусство керамики Искусство керамики

Как найти творческое хобби, которое в то же время будет полезно для ресторана

Bones
Ряженка: не путать с кефиром! Ряженка: не путать с кефиром!

Ряженка — продукт, которого больше нигде нет — ни на Востоке, ни на Западе

КАНТРИ Русская азбука
Любовь Константинова: «Меня сопровождает стойкое убеждение: все будет по судьбе» Любовь Константинова: «Меня сопровождает стойкое убеждение: все будет по судьбе»

Всегда впускаю историю каждой своей героини максимально глубоко, под кожу

Коллекция. Караван историй
Парадокс Спящей красавицы Парадокс Спящей красавицы

Возможно ли впасть в оцепенение на столетие и потом вернуться к жизни?

Вокруг света
Как формируется мнение человека о самом себе. Отрывок из книги психиатра Как формируется мнение человека о самом себе. Отрывок из книги психиатра

Отрывок из книги психиатра и нейробиолога Грегори Бернса «Иллюзия себя»

СНОБ
В современном прочтении В современном прочтении

Интерьер на стыке классики и минимализма

SALON-Interior
Скажем истерике «нет» Скажем истерике «нет»

Как реагировать на детскую истерику?

Лиза
Открыть в приложении