Как забытый немецкий романтик стал современным художником

WeekendИстория

Фридрих великий

Как забытый немецкий романтик стал современным художником

«Двое, созерцающие луну», 1819–1820. Фото: Galerie Neue Meister, Dresden

5 сентября исполняется 250 лет со дня рождения Каспара Давида Фридриха (1774–1840). Немецкого романтика чествуют по всему миру, юбилейные выставки начались в прошлом году и растянутся на будущий, когда первую американскую ретроспективу художника откроет Метрополитен. Нью-йоркская ретроспектива станет финалом, но все же не центральным событием в праздничной программе — главные выставки приготовили в четырех городах, где хранятся самые большие фридриховские собрания. Гамбург, Берлин, Дрезден, Петербург — в сущности, это география «немецкого мира» XIX века, века, в котором Фридрих был и признан, и позабыт еще при жизни. Однако на протяжении XX столетия он из третьестепенного дрезденского пейзажиста постепенно превратился в основоположника немецкого романтизма и величайшего гения человечества, чьи картины стали иконами масскульта и разошлись на цитаты, как «Поцелуи» Климта и «Крики» Мунка. Анна Толстова рассказывает, как, пройдя сквозь воду, огонь и медные трубы, Фридрих тоже сделался художником-модернистом — усилиями авангардистов и консерваторов, патриотов и космополитов, нацистов и антифашистов.

«Монах у моря», 1808–1810. Фото: Alte Nationalgalerie, Berlin, Germany

Сквозь огонь

Помимо выставок к юбилею подоспела книга Флориана Иллиеса «Волшебство тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь времена». Возможно, лучший из современных немецких эссеистов, Уолтер Патер наших дней, Иллиес разворачивает рассказ о жизни и живописи художника как пестрый ковер, сотканный из четырех стихий: огонь, вода, земля, воздух. И неслучайно начинает повествование со стихии огня.

6 июня 1931 года сгорел Стеклянный дворец в Мюнхене. Гигантский выставочный комплекс из стекла и чугуна сгорел дотла, в огне погибло более трех тысяч произведений искусства — Германия, еще не подозревающая, какие катастрофические разрушения ей предстоят в скором времени, оплакивала гибель национального достояния, сравнимую разве что с потерями времен Тридцатилетней войны; все газеты страны разразились скорбными элегиями. Самым ценным из того, что уничтожил пожар, была выставка, открывшаяся пятью днями ранее и называвшаяся «Произведения немецких романтиков от Каспара Давида Фридриха до Морица фон Швинда». Выставка состояла почти исключительно из шедевров, свезенных со всей Германии и Австрии: назарейцы, Карл Фридрих Шинкель, Филипп Отто Рунге. Полнее всего в экспозиции был представлен Фридрих — девятью полотнами. Лес корабельных мачт в гавани Грайфсвальда, родного города Фридриха; жена и дочь художника у окна в вечерний час, сквозь листву проступает бесконечность небесной дали; дама на берегу моря машет белым платочком вслед белому парусу; собиратель валежника бредет по сжатому полю щемящей грусти — трудно сказать, чего жальче. Жаль всего и всех, особенно Рунге, потерявшего одну из своих лучших картин, автопортрет с женой и братом («Мы втроем»).

«На паруснике», 1818–1820. Фото: Государственный Эрмитаж

Это был не первый пожар в посмертной жизни Фридриха. 10 октября 1901 года сгорел его родной дом в Грайфсвальде, точнее — выгорел наполовину дом с мыловарней, где жил внучатый племянник художника, унаследовавший семейный бизнес. Тогда в огне погибло много картин, пусть и не столь прекрасных, как сгоревшие в Мюнхене. Местная газета написала о происшествии — ни о каких национальных трагедиях речи не шло. Фридрих был плохо известен, в музеях его работы практически не выставлялись. Один только Альфред Лихтварк, первый директор гамбургского Кунстхалле, активно пополнявший музейную коллекцию и понимавший, кто такой Фридрих, пришел в ужас, когда — спустя год — узнал о пожаре.

Даты обоих пожаров полезно держать в уме: за тридцать лет Фридрих, бывший ничем, стал германским всем — неслучайно его имя было вынесено в название мюнхенской выставки. Мюнхенский пожар воспримут в символическом ключе. Вскоре романтизм с Фридрихом во главе будет апроприирован нацистской пропагандой в качестве сущностного элемента германского культурного кода. На месте сгоревшего Стеклянного дворца построят Дом немецкого искусства — он откроется 18 июля 1937 года первой Большой немецкой художественной выставкой, Гитлер в приветственной речи скажет, как трагично, что романтикам было суждено погибнуть в огне, а работы современных «фабрикантов от искусства» целы и невредимы (имелась в виду выставка «Дегенеративное искусство», сделанная в пандан и противовес к Большой немецкой). Романтикам предстояло сгореть в огне арийской идеологии и возродиться из пепла, словно феникс. Впрочем, несколько картин Фридриха сгорят — будут уничтожены или исчезнут без следа — под конец Второй мировой отнюдь не фигурально.

«Ледяное море», 1823–1824. Фото: Kunsthalle Hamburg

Сквозь медные трубы

Великий сын Германии родился в Швеции, а учился в Дании. Грайфсвальд, родина Фридриха, был одним из крупных городов Шведской Померании, части немецких земель, которые с 1648-го по 1815 год — от Вестфальского мира до Венского конгресса — подчинялись шведской короне. И конечно, выбор Датской королевской академии художеств напрашивался сам собой: Померания, Мекленбург, Шлезвиг, Гольштиния, Дания — все это было одно культурное пространство; Рунге, тоже родом из Шведской Померании, чуть позднее тоже поедет учиться в Копенгаген. Но зато великий сын Германии никогда не бывал в Италии: принципиально, вопреки всем тогдашним модам, академическим и романтическим, мог поехать, но не ездил, предпочел Флоренцию на Эльбе, обосновавшись в Дрездене вскоре по выходе из Копенгагенской академии, порицал своих друзей и коллег за «итальянщину» в пейзаже, и назарейцы, окопавшиеся в Риме, были его стратегическими противниками.

«Гробницы древних героев», 1812. Фото: Hamburger Kunsthalle

Фридрих путешествовал исключительно по Германии: Саксония, Северная Богемия, Судеты, Тюрингия, Гарц и Померания с Рюгеном — он нередко навещал отчий дом, его тянуло на балтийский берег. Однако великим путешественником его не назовешь — так, например, он никогда не видал немецких Альп, а краса и гордость Баварии гора Вацманн написана им по рисунку ученика. И разумеется, он не ездил писать этюды к «Ледяному морю» (1823–1824) на Северный Ледовитый океан, хотя с интересом следил за арктическими экспедициям: этюды были написаны на берегах Эльбы, которая полностью замерзла суровой зимой 1820–1821 годов. Тем не менее на картинах Фридриха родные просторы, с южных гор до северных морей, представлены в большом разнообразии, как будто бы пейзажист счел своей миссией собирание немецких земель в этакий живописный Германский союз. Пронзительность закатов на балтийско-поморском побережье, эпическое величие саксонско-тюрингских лесов, удивительная широта эльбской поймы — в каждом мотиве ощущается нечто специфически и уникально немецкое, это не какие-то универсальные и абстрактные берега, ельники и низины, это именно немецкая земля, немецкая почва.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Убить невинного Убить невинного

Тексты Франца Кафки как игровая вселенная катастроф

Weekend
Как установить приложения на телевизор со Smart TV Как установить приложения на телевизор со Smart TV

Как правильно установить стороннюю программу на телевизор?

CHIP
Царь-заговор Царь-заговор

«Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе»: покушение на президента изменило США

Дилетант
Открытый рот «кричащей» мумии объяснили моментальным трупным окоченением Открытый рот «кричащей» мумии объяснили моментальным трупным окоченением

Египетские ученые исследовали мумию так называемой кричащей женщины

N+1
Как убрать запах из стиральной машины Как убрать запах из стиральной машины

Запах из стиральной машины: почему так происходит и как быстро решить вопрос

CHIP
Владимир Грамматиков: «Меня всегда узнавали по маленькой роли в «Осеннем марафоне» Владимир Грамматиков: «Меня всегда узнавали по маленькой роли в «Осеннем марафоне»

Я не делаю ничего против собственного желания, причем уже давно

Караван историй
Как все успевать без спешки: китайский рецепт Как все успевать без спешки: китайский рецепт

Китайские правила, которые помогут перестать суетиться и научат размеренности

Psychologies
Маленькие трагедии Маленькие трагедии

Что определяет детскую моду? В первую очередь то, кем взрослые видят детей

Grazia
«И Канье приедет»: что происходит с русской музыкой и что с ней будет дальше? «И Канье приедет»: что происходит с русской музыкой и что с ней будет дальше?

Почему музыкальные жанры окончательно размылись и за чем идет слушатель

Правила жизни
От модели до CEO: как Брук Шилдс основала собственный бьюти-бренд для зрелых женщин От модели до CEO: как Брук Шилдс основала собственный бьюти-бренд для зрелых женщин

Брук Шилдс о том, как она решилась начать новую карьеру — в бизнесе

Forbes
Куда вложить деньги, чтобы они работали в 2024 году? Куда вложить деньги, чтобы они работали в 2024 году?

Вопрос вложения свободных денежных средств беспокоит многих

Наука и техника
Астрономы напрямую рассмотрели фотосферу Полярной звезды Астрономы напрямую рассмотрели фотосферу Полярной звезды

Астрономы переопределили массу Полярной звезды

N+1
Все фильмы Гаспара Ноэ — от лучшего к худшему Все фильмы Гаспара Ноэ — от лучшего к худшему

9 фильмов загадочного французского режиссера, которые шокируют всех зрителей

Maxim
«Ирландские мифы. От Племен Богини Дану и Кром Круаха до „кельтских сумерек“ и Самайна» «Ирландские мифы. От Племен Богини Дану и Кром Круаха до „кельтских сумерек“ и Самайна»

Как языческих богов изображали в Средневековье

N+1
Транжира, фриган, трудоголик: какие есть денежные типы личности и можно ли изменить свое отношение к финансам Транжира, фриган, трудоголик: какие есть денежные типы личности и можно ли изменить свое отношение к финансам

Несколько денежных типов личности, которые определяют подход людей к деньгам

ТехИнсайдер
Шитьё: нaряд вне очереди Шитьё: нaряд вне очереди

Вышивка — один из верных способов сделать внешний вид более ярким, праздничным

КАНТРИ Русская азбука
Утерянное человечество: кем мы станем через миллионы лет? Утерянное человечество: кем мы станем через миллионы лет?

Антиутопия, космический ужас, утопия и наука – «Все грядущие дни»

Наука и техника
Цветы: цветики-цветочки Цветы: цветики-цветочки

Цветки всех мастей, скроенные вручную из самых разных материалов

КАНТРИ Русская азбука
8 способов увеличить автономность смартфона на Android 8 способов увеличить автономность смартфона на Android

Cпособы увеличения времени автономной работы смартфона Android

CHIP
Стационарная вселенная и холодный ядерный синтез: известные научные теории, которые в результате оказались ошибочными Стационарная вселенная и холодный ядерный синтез: известные научные теории, которые в результате оказались ошибочными

Иногда научные теории могут основываться на достаточно сомнительных фактах

ТехИнсайдер
Неуправляемый хаос: 7 лучших (и не самых очевидных) книг Владимира Сорокина Неуправляемый хаос: 7 лучших (и не самых очевидных) книг Владимира Сорокина

На примере 7 книг рассказываем, как Владимир Сорокин играет с текстом

Правила жизни
Чудеса системы Сатурна: два безумных океана Чудеса системы Сатурна: два безумных океана

Система Сатурна – настоящее собрание диковин и чудес

Наука и техника
Сколько зарабатывает дальнобойщик и как им стать Сколько зарабатывает дальнобойщик и как им стать

Как стать дальнобойщиком и сколько он зарабатывает, выяснил Autonews.ru

РБК
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
Неуловимые коты Сайлюгема Неуловимые коты Сайлюгема

Как живется снежным барсам и другим животным в алтайских горах

Наука и жизнь
Глава холдинга АО «Росхим»: «Стране нужна сильная химическая промышленность» Глава холдинга АО «Росхим»: «Стране нужна сильная химическая промышленность»

Российская промышленность стремится освоить новые импортозамещающие механизмы

ФедералПресс
Жизнь на Земле была сложной уже 2 миллиарда лет назад Жизнь на Земле была сложной уже 2 миллиарда лет назад

Сложные организмы появились не позднее 2,1 миллиарда лет назад

ТехИнсайдер
Я себя сделала сама: как женщины доказали, что они тоже могут быть self-made Я себя сделала сама: как женщины доказали, что они тоже могут быть self-made

Как понятие self-made помогает женщинам заявлять о себе

Forbes
Почему взаимная любовь превращается во взаимные претензии Почему взаимная любовь превращается во взаимные претензии

Почему со временем мы начинаем ценить лишь практические выгоды в отношениях?

Psychologies
Какой смысл мы вкладываем в слово «душнила»: 4 объяснения Какой смысл мы вкладываем в слово «душнила»: 4 объяснения

Зачем нужен термин «душнила»? Почему мы его используем?

Psychologies
Открыть в приложении