«Фильм нельзя понять, его надо эмоционально прожить»
Ингмар Бергман о том, как из тьмы рождается кино
14 июля 1918 года родился Ингмар Бергман — один из величайших режиссеров мирового кинематографа и один из главных его метафизиков. Перечитали его интервью, чтобы понять, зачем он так внимательно всматривался в темные стороны жизни и что надеялся там разглядеть.
1
Мне сделали инъекцию, и я потерял ощущение времени и пространства. Это невероятное состояние: я есть — и меня нет. Это принесло мне освобождение и счастье.
2
Я не хочу создавать произведение искусства, которое публика могла бы сидеть и эстетически обсасывать. Я хочу нанести им удар под дых, растоптать их безразличие, вывести их из состояния комфорта.
3
Я хорошо осведомлен о двойственности моей натуры. Одно мое я — известное всем — всегда под контролем, у его все подчинено плану, все надежно. Другой я — малоизвестный — не особо приятный человек. Он очень импульсивен и эмоционален, но именно он, мне кажется, и отвечает за всю творческую работу.
4
Я сидел на хорах, рядом с органом, и когда случались похороны, мне открывался фантастический вид на процессию, гроб, черные ткани. Потом на кладбище я с интересом наблюдал, как покойного опускают в землю. Меня никогда не пугали эти зрелища. Я был очарован.
5
Мысль о боге кажется мне весьма нездоровой. Признание его существования означает, что в мире есть нечто идеальное. В сравнении с ним человек должен ощущать себя змеей, ползающей в пыли, а это не очень полезно для человека.