Цены из супружеской жизни
«Брак»: Бергман по-английски
На BBC One вышел мини-сериал «Брак» с Шоном Бином и Николой Уокер, который гораздо ближе по духу к бергмановским «Сценам из супружеской жизни», чем официальный ремейк, снятый HBO.
Двое немолодых супругов, Йен и Эмма (Бин и Уокер), возвращаются домой после отпуска в Испании. В аэропорту они привычно, без ожесточения спорят о какой-то ерунде: «Пришлось отдельно заплатить за кетчуп, представляешь!» «Жуткое крохоборство. А ты взяла мне картошку?» «Нет, у них были только чипсы». «Но ты даже не спросила? Я бы для тебя спросил!» «Послушай, но ты же все равно их съел. Мы что, теперь будем ругаться из-за картошки?»
Потом мы последуем за ними к отцу Эммы, который явно недолюбливает Йена. И к Эмме на работу, где коллеги фальшивыми голосами будут справляться об отпуске и хвалить ее новый пиджак, купленный в интернете. Пойдем вместе с Йеном в спортзал, где он будет неловко и без определенной цели оказывать знаки внимания симпатичной девушке у стойки регистрации, а та решит, что этот пожилой дядька к ней пристает. И так далее, и тому подобное. Шаг за шагом, как сыщик, приставленный следить за подозреваемым, как вуайер, прилепившийся к объекту своего наваждения, мы следуем за супружеской парой, с которой ничего особенного не происходит.
Когда-то Хичкок объяснял Трюффо, что кинематограф — искусство экономное, и чтобы показать, что человек вышел из дома, вовсе не обязательно снимать весь процесс: как он встал, подошел к двери, дернул за ручку, вышел, закрыл ее за собой. Но в сериале британского сценариста Стефана Голашевски именно это и происходит: он полон избыточных деталей. Всякий раз, когда Эмма с Йеном, вместе или порознь, выходят из дома, камера несколько минут по-собачьи преданно топчется рядом с ними в прихожей. А вот оба они независимо друг от друга подбирают на улице чужой мусор и аккуратно складывают в урну — и тут замечаешь: как они похожи! 27 лет брака — это не шутка, это долго. Но где же драматический конфликт?