Все наоборот: как работает метод парадоксального вмешательства
Психологи не дают советов и не выписывают рецептов. Но некоторые из них, в частности, семейные и когнитивные терапевты, используют в работе предписания, порой совершенно неожиданные для клиента. Парадоксальное вмешательство — одни из таких эффективных приемов.
К психотерапевту обратился мужчина. Он утверждал, что не может выехать за пределы города. Как только он подъезжал к окраине, его тошнило, потом рвало, а затем он терял сознание. Психотерапевт выслушал и дал задание: надеть лучшую одежду и в три часа утра подъехать в определенное место на окраине города. Вдоль дороги тянулись глубокие канавы. Молодому человеку следовало выйти из машины, броситься в канаву и лежать там 15 минут. Затем требовалось вернуться в машину, проехать расстояние, равное двум ее корпусам, и повторить все сначала.
Проделывая одно и то же снова и снова, он должен был увеличивать расстояние до тех пор, пока не сможет проехать от одного телефонного столба до другого. Причем при малейшем появлении симптомов надо было останавливаться и бежать в канаву. Клиент выполнил инструкцию, а потом рассказал: «Я проклинал вас за то, что вы заставили меня делать, и чем дальше продвигался, тем сильнее злился. В конце концов я просто поехал вперед, наслаждаясь дорогой».
С тех пор проблем с вождением машины у него не наблюдалось. Имя этого психотерапевта Милтон Эриксон, а история, описанная в книге «Необыкновенная терапия Милтона Эриксона» Джей Хейли (ИОИ, 2012), показывает, как работает такой прием, как парадоксальное вмешательство.
Выйти из тени
«Парадоксальные вмешательства широко используются в индивидуальной, семейной и групповой терапии, — рассказывает семейный психолог Наталья Олифирович. — Поначалу эти приемы вызывают удивление, недоумение, непонимание, потому что их задача — побудить клиента к противоположному поведению. Дело в том, что наши привычные способы справиться с проблемой зачастую ее, наоборот, усиливают. Чем больше человек старается не делать, не думать, не чувствовать, тем глубже он вязнет».