«Время года зима» — отчаянное и откровенное кино о болезни Альцгеймера

Правила жизниСобытия

«Время года зима» — редкий российский фильм о болезни Альцгеймера. Не всегда меткий, но с пронзительными женскими ролями

Егор Москвитин

f0c2a427214d6c6a44566f339b24f7be_ce_3462x2160x191x0.jpeg
Capella Film

В прокате «Время года зима» — режиссерский дебют актрисы Светланы Устиновой. Юлия Снигирь в нем играет дочь, которая ищет контакта с матерью, а Евгения Добровольская — женщину, чей разум гаснет из-за болезни Альцгеймера. Фильм о невозможности коммуникации сам не всегда может найти общий язык со зрителем. А еще он основан на личной истории: как и ее героиня, Светлана Устинова была свидетелем болезни мамы. Это делает ее кино отчаянным и откровенным, но зрителю стоит заранее определиться, как с этим быть.

Как и недавняя «Ника» (тоже дебют в полном метре, но уже для режиссера Василисы Кузьминой и сценариста Юлии Гулян), «Время года зима» начинается с архивного видео с чудесным ребенком, который вот-вот пострадает во имя амбиций взрослых. Маленькую Катю заставляют выть песню о материнской заботе, она в слезах убегает со сцены — и трещины на пленке VHS-кассеты превращаются в шрамы на всю жизнь. Тридцать лет спустя Катя (Юлия Снигирь) вырастает человеком-подснежником: ей отчаянно требуется всеобщее одобрение, и чем холоднее к ней люди, тем больше она готова цвести и стараться. Это устраивает всех: и отстраненного мужа (Семен Серзин), который зарабатывает бета-тестированием видеоигр; и клиентку (Екатерина Варнава), которая заказывает у Кати безумный сценарий дня рождения своей дочки (чудесная 12-летняя актриса Александра Бабаскина); и, конечно же, маму. С мамой (Евгения Добровольская), впрочем, сложнее всего: она забывает то пожарские котлеты на плите, то лицо своей дочки. У женщины — повсеместная в американском кино, но преступно редкая в нашем болезнь Альцгеймера.

Поэтому то, что обычно проговаривается, когда ребенку за тридцать, а родителю ближе к шестидесяти, в этой семье проговорено не будет уже никогда. И то обстоятельство, что Светлана Устинова пережила такую же трагедию с собственной мамой, заставляет относиться к ее режиссерскому дебюту не так, как к любому другому. На фестивале «Окно в Европу» он был фильмом закрытия, то есть премьерой вне конкурса. «Вне конкурса» — вроде бы изящная формулировка для такого кино, да только от нее мало толку. За ней таится снисходительность к автору и пренебрежение к зрителю. Но известной своими трудолюбием и отвагой Устиновой снисходительность ни к чему, а зритель обстоятельств создания картины все равно не узнает. Поэтому фильм достоин искренности, с которой он создавался.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иван Янковский, самосуд и ельцинская Россия: каким получился сериал «Аутсорс»? Иван Янковский, самосуд и ельцинская Россия: каким получился сериал «Аутсорс»?

О параллелях, смыслах и оглушающем эффекте сериала «Аутсорс»

Правила жизни
Не теряйте меня (и себя) Не теряйте меня (и себя)

События и испытания последних лет лишь подливают масла в огонь нашей тревожности

Psychologies
Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса

Главные фильмы и эксперименты в карьере Роберта Земекиса

СНОБ
Легинсы снова в тренде? Как их носят модницы — 7 идей для стильного образа Легинсы снова в тренде? Как их носят модницы — 7 идей для стильного образа

Как носить легинсы, чтобы выглядеть современно

VOICE
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
Пять полезных аксессуаров, которые избавят вас от висящих проводов Пять полезных аксессуаров, которые избавят вас от висящих проводов

Как справиться с вездесущими проводами от электроники?

CHIP
Нам не оставили Выборга Нам не оставили Выборга

Suzuki Jimny как надежная связь между прошлым и будущим

Автопилот
Маленький, да удаленький: как «Жук» стал автомобильным символом целой эпохи и пережил ее Маленький, да удаленький: как «Жук» стал автомобильным символом целой эпохи и пережил ее

У этой крошечной машинки со смешным дизайном много регалий

Вокруг света
Где ездят самые быстрые поезда планеты? Это вам не Где ездят самые быстрые поезда планеты? Это вам не

Некоторые поезда уже ездят со скоростью равной почти половине скорости звука

ТехИнсайдер
Актер Кирилл Пирогов рассказывает о роли в сериале «Переговорщик» и цитирует Чехова Актер Кирилл Пирогов рассказывает о роли в сериале «Переговорщик» и цитирует Чехова

Актер Кирилл Пирогов — о режиссерских амбициях и любимых ролях

СНОБ
Темный лорд от мира моды: что нужно знать о дизайнере Рике Оуэнсе Темный лорд от мира моды: что нужно знать о дизайнере Рике Оуэнсе

Уже четверть века именно он ассоциируется с авангардной неоготикой в моде

Правила жизни
Владелец Folk и Amber — о пустующих ресторанах Дубая и «модном Кавказе» Владелец Folk и Amber — о пустующих ресторанах Дубая и «модном Кавказе»

Основатель Folk Team Дмитрий Романов — о необходимой уникальности форматов

РБК
«Меня раздражают опечатки и ошибки»: необычный признак интроверта — исследование ученых «Меня раздражают опечатки и ошибки»: необычный признак интроверта — исследование ученых

Если вы строго судите о человеке по ошибкам, то вероятно, что вы интроверт

Psychologies
Последний царь: о чем забыли создатели документального фильма о Петре I Последний царь: о чем забыли создатели документального фильма о Петре I

Факты, которым не нашлось места в документальном фильме о Петре I

Forbes
Осторожный авантюрист: как сложилась судьба «черного барона» Врангеля Осторожный авантюрист: как сложилась судьба «черного барона» Врангеля

Чем занимался «черный барон» Врангель после эвакуации его армии из Крыма

Вокруг света
История нью-йоркского отеля «Барбизон», в котором могли останавливаться только женщины История нью-йоркского отеля «Барбизон», в котором могли останавливаться только женщины

Отрывок из книги Паулины Брен «Барбизон — в отеле только девушки»

СНОБ
Кай Метов: «О сексуальном подтексте песни “Position № 2” мне говорят многие люди» Кай Метов: «О сексуальном подтексте песни “Position № 2” мне говорят многие люди»

Заслуженный артист России Кай Метов раскрыл секрет успеха своего хита

VOICE
Приключения «Победы» Приключения «Победы»

Первый приз за победу на ЧМ по футболу прожил короткую, но насыщенную жизнь

Дилетант
Ксенонотерапия Ксенонотерапия

Зачем дышать газом и может ли это быть опасно

Лиза
Работа со станком Работа со станком

Как проходило разоружение германской промышленности

Автопилот
«Я рожу от сына Пьера Нарцисса»: бывшая жена певца решила вновь стать мамой «Я рожу от сына Пьера Нарцисса»: бывшая жена певца решила вновь стать мамой

Бывшая избранница Пьера Нарцисса хочет стать мамой во второй раз

VOICE
Злой, потому что болит: как тело и психика влияют друг на друга Злой, потому что болит: как тело и психика влияют друг на друга

Отрывок из книги «Правда и мифы о психосоматике» о восприятии болевых ощущений

Forbes
«Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте «Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте

Главное из интервью серийного предпринимателя Антона Гладкобородова

VC.RU
Секреты старых мастеров Секреты старых мастеров

Новая жизнь советов советским автовладельцам

Автопилот
«Советский ковчег» «Советский ковчег»

Высылали «нежелательных элементов» не только из Советской России

Дилетант
Когда ребенок — блогер: как перестать опасаться и научиться быть в тренде вместе с ним Когда ребенок — блогер: как перестать опасаться и научиться быть в тренде вместе с ним

Какую роль соцсети играют в подростковой социализации?

Psychologies
Побои и обрезание: cестры из Дагестана рассказали, почему и как сбежали от семьи Побои и обрезание: cестры из Дагестана рассказали, почему и как сбежали от семьи

Что пришлось пережить сестрам из Дагестана?

Psychologies
Мягкий характер Мягкий характер

Как рождается лучший английский кашемир

Robb Report
Новая стратегия роста Новая стратегия роста

Каких целей должен добиться АПК к 2030 году

Агроинвестор
Страшные истории обыкновенных людей: фрагмент нового романа Ксении Букши «Но человека человек. Три с половиной убийства» Страшные истории обыкновенных людей: фрагмент нового романа Ксении Букши «Но человека человек. Три с половиной убийства»

Отрывок из пронзительного и выверенного романа Ксении Букши

Правила жизни
Открыть в приложении