Как в Камеруне реалии современности переплетаются с наследием древности

Вокруг светаПутешествия

Земля тысячи королей

Камерун называют «Африкой в миниатюре». В этой стране живут сотни этносов, а реалии современного мира очень по-разному переплетаются в быту с наследием незапамятной древности.

Текст: Дарья Ванюкова

Отец Килиана Мбаппе родился на острове Джебале, где почитают духов реки Вури.

Мбаппе построил здесь школу, а община заказала для фасада мурал с его портретом. На реке воздух свежий, без городской изнуряющей жары, рядом с низеньким домом сохнут весла, лопасти которых украшены религиозными изречениями на языке дуала. Мы – я, старейшина деревни, его сыновья и мои сопровождающие – сидим в тени мангового дерева, беседуя о подготовке выставки камерунского искусства в далекой России, о духах воды и о Мбаппе. Я, неспортивный человек, громко спрашиваю, кто такой Килиан Мбаппе… Вот же удивились местные жители, а я узнала, что это один из величайших футболистов современности.

Портрет Килиана Мбаппе на стене школы, которую он построил в родной деревне отца

Камерун хорошо известен не только любителям футбола, но и читателям книг натуралиста Джеральда Даррелла, который дружил с Ачиримби II, правителем королевства Бафут, находящегося на западе страны. Небольших и мало известных туристам королевств тут немало. Не зря страну называют «Африкой в миниатюре»: количество этносов и этнических групп исчисляется здесь не одной сотней, а природные условия варьируются от полупустынных саванн тропического региона Сахель на севере до буйной зелени дождевых лесов на юге.

Дуала – крупный портовый и промышленный город на западе Камеруна

Мой маршрут, составленный так, чтобы посмотреть основные культурно-исторические центры страны, начинается в Дуале – крупном портовом и промышленном городе. Владелец фирмы по аренде авто прикомандировал к выбранной мною старенькой машине водителя и механика Джибрила Хайату. Также у меня двое сопровождающих. В Африке, где все решают знакомства, это самые полезные люди для исследователя: в экспедиции нужно много общаться с местными жителями, а те неохотно делятся информацией с чужаками. В Камеруне из-за межэтнических конфликтов не принято спрашивать малознакомых, какая у них народность, но уже в первый день я узнаю, что мои сопровождающие, Адриан Роже и Мартин Массука, принадлежат к родственным этносам басса и бакоко, а мой водитель, высокий худой Джибрил, – фульбе с севера. Такой разношерстной компанией мы будем путешествовать две недели, собирать информацию о людях и культуре этой страны и приобретать предметы для коллекции Музея Востока.

Пейзаж в Дшанге, на западе Камеруна

Западные королевства: прием у его величества

– Как вы можете продавать королевские регалии, например, трон?
– Ты не король, так что это не трон. Но он станет троном, если на него сядет король…

Из разговора моего сопровождающего Адриана Роже и королевского придворного Нганджунга Арсена Седрика в сувенирном магазине дворца Батуфам

Мы едем на запад, в регион Грассфилдс, в район высокогорных саванн Камеруна, где на отрогах горных хребтов вулканического происхождения располагаются крупные и мелкие королевства. Они сохраняют власть традиционных правителей, сложные формы королевского ритуала и чрезвычайно развитую художественную традицию, воплощенную в пышном дворцовом убранстве.

После тяжкого, влажного зноя Дуалы горный воздух и изумрудный блеск зелени целительны, и усидеть в машине почти невозможно. Мимо мелькают придорожные развалы ананасов (сейчас самый сезон) и лавчонки, в которых продают тушки местной живности. Один из деликатесов – копченое мясо обезьян.

Благодаря притоку туристов в регионе Грассфилдс сохранились традиционные архитектурные памятники, построенные из местных видов бамбука и древесины и листьев пальмы рафии. Дворец правителя, королевские погребения и дома ключевых «тайных обществ» обычно располагаются у подножия холма, а менее статусные сооружения – на склоне.

Часть королевского дворца в Бафуте

Система одноэтажных помещений, соединенных открытыми дворами разного размера, отражает сложную организацию дворцовой жизни, в которой есть место и для многодневного церемониала, и для уединения. Непременным атрибутом дворцовых комплексов стали и музеи – короли запада не только пекутся о культурном наследии, но и не теряют возможности заняться бизнесом. И получается это у них весьма неплохо.

Декор стены одного из помещений дворца Батуфам

Есть в комплексе и священный лес, доступ в который закрыт для всех, кроме самого правителя и ключевых участников ритуалов. Два дня мы прожили в маленькой гостинице, расположенной рядом со священным лесом во дворце королевства Батуфам (обычно в ней останавливаются приезжающие во дворец местные делегации). Это дало нам возможность увидеть, как устроен дворцовый быт.

Резной деревянный трон. Камерун, 1800-е гг.

Вечером нас ждал прием у короля, на частной половине дворца. Его величество Наянг Тукам принимал нас по-домашнему, в гостиной, где традиционные предметы дворцового декора соседствуют с огромным телевизором и многочисленными фотографиями. Разговор быстро перешел к проблеме сохранения традиции – вопрос особенно актуальный, поскольку тяжелое колониальное прошлое страны существенно отразилось на художественном мире западных королевств. Даже в тронных залах и святилищах предков практически не осталось скульптур и архитектурного декора, созданных до 1950-х годов: огромная часть наследия была вывезена в европейские страны. Только в музеях Германии хранится более 40 000 предметов искусства Камеруна, и огромная их часть – именно из региона Грассфилдс. В период германской колонизации европейцы сознательно разрушали политическое и культурное единство традиционных общин, лишая их значимых культовых предметов: вывозили или уничтожали маски, скульптуры, барабаны. Господство колонизаторов стало для населения этой страны травмирующим событием; это ясно видно и в устном историческом предании, и в книгах камерунских авторов. Королевства на западе Камеруна пытаются восстановить утраченную традицию и заказывают резчикам новые предметы власти и статуса. Создавая троны, церемониальные табуреты, фигуры предков и обрамления порталов, мастера ориентируются на немногие сохранившиеся старые образцы и активно используют мотивы и скульптурные стили соседних этносов. Правда, многие ныне недоступные материалы приходится заменять более простыми: слоновьи бивни – деревом, коралловые бусины и богатый стеклярусный декор второй половины XIX века – непритязательным китайским бисером, а шкуры леопардов – фабричными тканями.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Горячее сердце Алтая Горячее сердце Алтая

На Алтае староверы испокон веков искали загадочную страну Беловодье

Вокруг света
Учимся и программируем с ИИ: эпоха нейросетей и вайб-кодинга Учимся и программируем с ИИ: эпоха нейросетей и вайб-кодинга

Что такое вайб-кодинг и как нейросети меняют образование?

Наука и техника
Увидеть Армагеддон и выжить Увидеть Армагеддон и выжить

Израиль находит, чем удивить путешественника, помимо библейских древностей

Вокруг света
Что такое DDoS-атака и как она работает Что такое DDoS-атака и как она работает

Объясняем, что такое DDoS и как оно работает

ТехИнсайдер
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Генеральная уборка Генеральная уборка

Как РГО старается уменьшить следы антропогенного воздействия

Вокруг света
Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды

Те две минуты, на которые можно задержать дыхание под водой, — это предел?

ТехИнсайдер
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Как робкие предположения превратились в современные гипотезы о развитии жизни

Наука и жизнь
Дмитрий Ливанов: Не всегда частный вуз плохой, а государственный – хороший Дмитрий Ливанов: Не всегда частный вуз плохой, а государственный – хороший

Ректор МФТИ – о новых запросах работодателей к инженерам и IT-специалистам

Ведомости
Тайны фиванских гробниц Тайны фиванских гробниц

Что изображено на стенах египетских гробниц и как «читать» основные сюжеты

Вокруг света
Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник

Если гроза застала вас в пути, чем станет машина – спасением или смертью?

ТехИнсайдер
Гипоаллергенная диета: что включить в меню Гипоаллергенная диета: что включить в меню

Справиться с аллергией можно не только с помощью лекарств

Лиза
Как нас обманывает Disney: чем на самом деле заканчиваются популярные детские сказки Как нас обманывает Disney: чем на самом деле заканчиваются популярные детские сказки

Почти у каждой сказки, которую вы читали в детстве, есть версия 18+...

ТехИнсайдер
Ненадежная рассрочка Ненадежная рассрочка

Зачем налоговики возбуждают уголовные дела после налоговой реструктуризации

Ведомости
Снова в книгу Снова в книгу

Погружение в философию, беглый взгляд на историю, развенчание социологии

Weekend
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса

Разбираем и сравниваем наиболее популярные сервисы облачной бухгалтерии

Inc.
Редкоземельные металлы извлекут из отвалов Редкоземельные металлы извлекут из отвалов

Что мешает переработке промышленных отходов с извлечением ценных компонентов?

Монокль
Искусство звучания Искусство звучания

Узнать свой голос и развить его силу помогут телесные и дыхательные упражнения

Psychologies
Атлас будущего Атлас будущего

Кто станет «человеческим паркетом» и кого ИИ оставит без работы?

Вокруг света
Возможно, математик раскрыл тайну красивейших птичьих мурмураций Возможно, математик раскрыл тайну красивейших птичьих мурмураций

Математик Энди Рейнольдс, возможно, разгадал тайну птичьих мурмураций

ТехИнсайдер
Зачем закрывать приложения на смартфоне: борьба с цифровыми вампирами Зачем закрывать приложения на смартфоне: борьба с цифровыми вампирами

Вы когда-нибудь замечали, что ваш смартфон внезапно начинает нагреваться?

ТехИнсайдер
5 книг про музыкальную индустрию, которые советует гендиректор фестиваля «Пари Фест» 5 книг про музыкальную индустрию, которые советует гендиректор фестиваля «Пари Фест»

Литература и музыка — параллельные виды искусства, которые связаны

Inc.
Филология, история и богослужебная практика Филология, история и богослужебная практика

Работу по правкам богослужебных книг будут ругать: и за трусость, и за дерзость

Наука
Заповедные нравы Заповедные нравы

«В глуши»: сериал на тему «человеческая дикость на фоне дикой природы»

Weekend
Юлия Куварзина: «В хорошей форме можно быть и без мучений» Юлия Куварзина: «В хорошей форме можно быть и без мучений»

«Сейчас я ушла в творческий отпуск, мне нужно отдохнуть, заняться собой»

Караван историй
«Клиенты из Москвы смотрели на нас с недоверием». Как региональному бизнесу пробиться на глобальный рынок: опыт IT-компании из Воронежа «Клиенты из Москвы смотрели на нас с недоверием». Как региональному бизнесу пробиться на глобальный рынок: опыт IT-компании из Воронежа

Почему ключевой актив — не локация, а стратегия бизнеса?

Inc.
Что делать, если бизнес приносит убытки Что делать, если бизнес приносит убытки

Какие шаги помогут стабилизировать ситуацию, если предприятие работает в минус

Inc.
Эхо Парижа Эхо Парижа

Оммаж творчеству великих парижских кутюрье в интерьере тюменской квартиры

SALON-Interior
Открыть в приложении