Вопрос-ответ
Какая молекула самая большая?
Молекула ДНК: ее длина может измеряться сантиметрами.
Молекулы состоят из атомов, а диаметр атома измеряется долями нанометра. Понятно, что молекула, состоящая из двух-трех атомов (например, молекула кислорода или воды), тоже очень мала.
Иное дело молекулы полимеров. Они состоят из множества повторяющихся звеньев, выстроенных в цепочку. Пример искусственного полимера – полиэтилен. В молекуле знакомой всем прозрачной пленки несколько тысяч атомов, и это не предел. Есть еще и сверхвысокомолекулярный полиэтилен, в цепочке которого порядка ста тысяч атомов. Длина такой молекулы может доходить до десятых долей миллиметра.
Но чемпион по созданию полимеров – не химики, а живая природа. Самая длинная молекула в мире – молекула ДНК. В человеческой ДНК десятки миллиардов атомов. Длина ДНК в одной человеческой хромосоме – несколько сантиметров. Самая большая хромосома (если вытянуть ДНК и считать 0,3 нм на пару оснований) – 7,5 см.
Почему люди не размножаются почкованием?
Для процветания вида лучше перемешивать гены разных особей.
Представим женщин, рожающих дочерей от самих себя. Тогда дочь будет фактически клоном матери, та – клоном своей матери, и так далее. В каждом поколении будет повторяться один и тот же набор генов плюс случайные мутации.
Вредные мутации случаются куда чаще полезных. Это и понятно: случайное вмешательство скорее что-нибудь сломает, чем улучшит. И поскольку дочь целиком наследует геном матери, у нее нет способа убрать из него вредные гены. С каждым поколением будет накапливаться все больше вредных мутаций, так что «планета девочек» в итоге просто вымрет.
Когда к матерям добавляются отцы, все работает иначе. Геном ребенка в равных долях состоит из генов отца и матери. При этом разным детям в семье, вообще говоря, достаются разные гены. Одни унаследуют вредный ген, другие – нет. Понятно, что естественный отбор поддержит вторых, а не первых. Так популяция избавится от груза вредных мутаций.
Есть и другие эффекты подобного рода. Неудивительно, что не только у людей, но и почти у всех многоклеточных в оплодотворении участвует две особи, а не одна.
Сколько планет в нашей галактике?
Вероятно, сотни миллиардов, хотя знаем мы только о пяти тысячах.
Астрономы открыли более пяти тысяч экзопланет (планеты за пределами Солнечной системы). Но, вероятно, это капля в море.