Смерть на перевале
Тело обнаружили альпинисты Хельмут и Эрика Симон, обходившие альпийскую вершину Зимилаун близ границы Италии и Австрии. 19 сентября 1991 года на высоте 3200 м они заметили человеческие останки, выступившие из подтаявшего ледника.
Уже на следующий день на месте была жандармерия. Труп неизвестного мужчины вырубали изо льда с помощью топоров и дрелей. Работы то и дело приостанавливали из-за плохой погоды, так что лишь 22-го числа тело было извлечено и передано экспертам в Инсбрук. Стало очевидным, что к расследованию стоит подключить ученых. Археолог из местного университета Конрад Шпиндлер, первым рассмотревший находки, указал примерное время смерти: не менее 4000 лет назад.
Эти выводы были сделаны по набору артефактов, которые обнаружились с останками «ледяного человека». Медный топорик и длинный лук, колчан со стрелами, одежда и обувь — все указывало на европейца, жившего в короткую переходную эпоху меди, между каменным и бронзовым веками. Тело неизвестного тоже сохранило множество характерных примет того времени, включая зубы, изношенные от постоянного пережевывания жесткой клетчатки, частицы сажи в легких — следствие частого пребывания у открытого огня, татуировки… Вскоре была проведена и точная датировка останков. Возраст составил 5300 лет: мумия оказалась одной из самых древних в мире, старше Стоунхенджа и пирамиды Хеопса, и сохранность ее действительно поражала. Споры о принадлежности уникальной находки переросли в уточнение межгосударственных границ.
Место
Хотя волею судеб редкая находка оказалась в австрийском Инсбруке, ценностью заинтересовались и власти соседней итальянской провинции. Южный Тироль достался Италии по результатам Первой мировой войны, и Сен-Жерменский мирный договор 1919 года определял границу по водоразделу рек Инн (с нынешней австрийской стороны) и Адидже (с итальянской). Ледник, в ту пору не сходивший с местных вершин, не позволил провести эту линию с достаточной точностью, и в окрестностях места преступления граница оказалась зафиксирована чуть севернее, чем положено. К концу XX века, когда ледник заметно отступил, стало ясно, что мумия лежала на склоне, спускавшемся к Инну, и у участников осмотра места сомнений в этом не возникло. С легкой руки журналистов за мумией закрепилось неофициальное имя Эци — в честь соседней австрийской долины Эцталь.
Тем не менее снаряженная в том же 1991 году горная экспедиция показала, что формально Эци был обнаружен еще на итальянской территории, всего в 93 метрах от установленной границы. Удовлетворенные таким результатом власти Южного Тироля позволили австрийцам завершить свои работы, и в 1998-м мумия окончательно переехала в археологический музей в Больцано. Здесь Эци лежит в холодной камере, регулярно опрыскивается стерилизованной водой для защиты от пересыхания, проходит проверки на сохранность и исследования. Вплоть до 2001 года считалось, что бедняга заблудился и замерз на пустынном ледяном склоне. Но когда ученые получили первые рентгеновские снимки, глубоко в груди Эци они увидели стопроцентную улику: кремневый наконечник. Выстрел из лука был сделан сзади, с расстояния в несколько десятков метров, и стрела попала почти в сердце, так что жертва истекла кровью за пару минут. Дело было переквалифицировано на убийство, и смерть Эци стала вызывать совершенно особый, детективный интерес.