Сказочная жизнь
Русские Василисы, Иваны-царевичи, лисы и зайцы, а также другие с детства знакомые персонажи впервые явились читателям в литературном облике в 1855 году благодаря члену ИРГО Александру Афанасьеву. Но собирать сказки начали задолго до него.

«Помедленнее, я записываю»
Владимира Даля мы знаем как создателя словаря русского языка. Однако первой его публикацией были «Сказки Казака Луганского», вышедшие в 1832 году. За эту работу Даль угодил под арест – к счастью, ненадолго, в тот же день его выпустили. Но тираж изъяли и уничтожили, на всякий случай. Заключение гласило: «Книга приспособлена для низших классов и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, церковью и жалобы на горестное положение». Даля эта ситуация не испугала, он продолжил собирать народный фольклор. Именно он первым записал такие сказки, как «Курочка Ряба», «Снегурочка», «Вершки и корешки», – всего за свою жизнь он собрал их сотни.
Посвятил всю свою жизнь сбору фольклора и менее известный нам Павел Якушкин. Сын дворянина, женившегося на крепостной, он был личностью в высшей степени колоритной. Окончил Орловскую гимназию и поступил на математический факультет Московского университета. Высшее образование не закончил – технические науки у него не пошли. Зато познакомился с Петром Киреевским, который и поручил ему собирать северные поволжские народные песни. Для этой цели Якушкин выбрал роль коробейника: набил лубочный короб галантерейными товарами, картинками, дешевой мануфактурой и отправился пешком по городам и весям. Товар свой не продавал, а обменивал на песни и сказки. «Он уже тогда “ходил мужиком” – в красной рубахе и в плисовых шароварах, но носил очки, из-за которых настоящие мужики ни за что не хотели его признавать “мужиком”, а думали, что он “кто-то ряженый”», – писал позже о фольклористе Николай Лесков.
С 1844 года Якушкин обошел пешком множество российских губерний: Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Костромскую, Ярославскую, Нижегородскую, Черниговскую, Астраханскую и, конечно, свою родную Орловскую. При себе всегда имел в узелке несколько листков исписанной бумаги и карандаш, частное письмо редакции «Русской беседы» – на всякий случай, а также предложение Географического общества, членом-корреспондентом которого он был. Собранные Якушкиным произведения стекались в архив РГО, и со временем их накопилось порядочно, однако хранились они поначалу безо всякой системы.
