Так ли много общего у умирающих божеств разных народов?

Вокруг светаИстория

Оказался он живой

Растерзанные, заколотые, сожженные – умирающие и воскресающие боги существовали в разных культурах. Ученые, однако, спорят, насколько применима к мифологическим персонажам эта категория. Так ли много общего у этих божеств разных народов?

Текст: Наталия Овчинникова

Бывает, что боги умирают. В мифах разных народов есть персонажи, которые, несмотря на божественный статус, попадают в мир усопших, но потом возвращаются оттуда, насовсем или на время. Концепцию умирающего и воскресающего бога популяризировал в конце 1800-х годов социальный антрополог и фольклорист Джеймс Фрэзер. В список входили боги, которые не просто на время покидали мир живых, но также ассоциировались с циклами природы, ее способностью вновь цвести и плодоносить после ежегодного увядания и сбора урожая. Эти божества и их непростая судьба могли быть связаны с женским мифологическим персонажем с функциями богини-матери. Частью их культа нередко были ритуалы оплакивания. Умирающие и воскресающие боги почитались по всему Ближнему Востоку. Оттуда их культы распространялись и в другие регионы, например в Грецию и Рим. Мифы о них могли появиться и в других регионах, также будучи отражением смены сезонов. Таков шумерский Думузи, сиро-финикийский Таммуз, фригийский Аттис, финикийские же Эшмун и Адон, которого мы знаем по греческим мифам как Адониса, – истории о них множились, переплетались между собой, обменивались мотивами, распространялись по миру. Черты такого божества усматривают и в персонажах из Нового Света, прежде всего в мезоамериканском Кецалькоатле, связанном в том числе с урожаями маиса – главной культуры региона.

Современные исследователи, впрочем, считают термин «умирающий и воскресающий» неточным. Строго говоря, не все боги, связанные с природным циклом, умирают. Некоторые, как греческая Персефона, похищенная хозяином подземного царства Аидом, просто отправляются в отдаленные места, оставив мир живых без урожаев. Что касается воскресения, то большинство этих богов не возрождаются полноценно; они получают право периодически возвращаться к живым на некий срок либо продолжают существовать уже в другом качестве и месте, как египетский Осирис. Либо и вовсе пока не воскресли, но когда-нибудь должны, как скандинавский бог Бальдр. Некоторые ученые сомневаются, стоит ли вообще использовать эту категорию: туда попадают слишком уж разные божества, которые, судя по сохранившимся мифам, не всегда без натяжки соответствуют определению «умирающий и воскресающий».

По мнению специалиста по сравнительной мифологии и истории религий, профессора Салернского университета Паолы Корренте, категория умирающего и воскресающего бога все же довольно широкое понятие; туда можно включать и персонажей, которые временно исчезают из мира живых или погружаются в сон. Это все состояния, которые можно трактовать как символическую смерть, так что общих черт у таких сюжетов достаточно, чтобы объединять их героев. «Вместо того чтобы отрицать эту категорию целиком, мне кажется, правильнее просто переосмыслить ее», – считает исследовательница.

1Думузи

Вероятно, самый древний из божеств в этом списке. Его почитали шумеры. Бог-пастух был женат на богине любви и плодородия Инанне, которой тоже пришлось пройти через смерть и воскресение. Собственно, с этого все и началось. Инанна спустилась в подземный мир, где богиню убила его владычица Эрешкигаль. Посланцы богов уговорили Эрешкигаль, и та позволила вернуть Инанну к жизни, но из своего царства отпустила с условием, что та отдаст кого-то вместо себя. Освободившись, богиня разгневалась на мужа, что он не соблюдал по ней траур, и выбрала его в качестве выкупа. Как ни прятался Думузи, его нашли и растерзали демоны. Потом, по одной из трактовок, Инанна пожалела об этом и договорилась, что Думузи полгода будет проводить с ней, а другие – в царстве

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении