Ничья земля
Когда норвежцам эпохи викингов не понравилась «вертикаль власти», они сбежали на далекий остров в океане и обустроили там собственную страну без короля, которая стала управляться одним из древнейших в мире парламентов. Так возникла Исландия.
Люди на борту во все глаза разглядывали большой остров, к которому шел их ладный норвежский корабль. Не зря плыли много дней: они нашли это затерянное в океане место на самом дальнем западе, куда добирались их земляки. Слыхали разное, в основном тревожное: что зимы на том острове бывают снежные и длинные, а почва неплодородна. Зато никаких податей, никакого подчинения новоявленному королю Харальду. Свобода…
Ледяная страна
Точно не известно, кто из европейцев и когда открыл этот необитаемый остров в Северной Атлантике. Средневековые источники сообщают, что до прибытия скандинавских путешественников на нем жили несколько ирландских монахов, которые впоследствии волей или неволей покинули те места. Колонизация Исландии скандинавами началась в последние три десятилетия IX века. Основные источники сведений об этих событиях — «Книга об исландцах» и «Книга о занятии земли», создание которых приписывают жившему в XII веке Ари Мудрому. Там много подробностей, однако историкам подчас сложно отделить вымысел от реальности в трудах, созданных через два с лишним столетия после эпохи заселения острова и сохранившихся в еще более поздних редакциях. «Книга о занятии земли» пересказывает предание, будто для скандинавов остров случайно открыл храбрый викинг Наддод, чей корабль, следовавший из Норвегии на Фарерские острова, унесло течением в открытое море. Наддоду со спутниками удалось отыскать сушу, на которую они и высадились, а после отплыли к Фарерам. Позже швед Гардар доказал, что Исландия — остров, обойдя ее на корабле. Исландией, что значит «ледяная страна», назвал это место еще один викинг, Флоки, исследовавший ее фьорды.
Скандинавский детектив
Первым скандинавом, обосновавшимся на острове насовсем, исландцы считают Ингольва Арнарсона, и, если верить «Книге о занятии земли», до эмиграции его довела резня из-за женщины. Молодой норвежец и его побратим Лейв ходили в набеги вместе с тремя сыновьями могущественного человека, ярла Атли Тощего. Как-то раз один из трех братьев решительно заявил претензию на руку и сердце сестры Ингольва, Хельги. Сторонникам последнего, особенно Лейву, который сам имел виды на девушку, это не понравилось, конфликт перерос в вооруженные стычки, в итоге двое сыновей ярла погибли. Побратимам, чтобы спастись от мести, пришлось договариваться с отцом убитых и отдать ему все свои земли в Норвегии. Тогда Ингольв и женившийся на Хельге Лейв надумали перебраться на недавно открытый остров.
На подходе к Исландии побратимы разделились. Лейв с товарищами высадился на бере-гу приглянувшегося фьорда, но вскоре их рабы, захваченные в набеге на Ирландию, устроили заговор против поселенцев, убили их и, забрав с собой женщин, уплыли с острова. Набожный Ингольв выбирал место для усадьбы обстоятельно, с оглядкой на волю небес. По обычаю предводитель переселенцев бросил в море резные деревянные столбы, прежде украшавшие почетное сиденье главы семьи в его доме в Норвегии, и отправил слуг выследить, где их прибьет к берегу: это будет хороший знак. В ходе поисков слуги обнаружили останки Лейва и его спутников. Прибыв на место преступления, Ингольв провел расследование: «Вышел на мыс и увидел острова, лежащие в море на юго-западе; ему пришло в голову, что рабы могли бежать туда, поскольку лодка тоже исчезла. Они поплыли к островам искать рабов и нашли их в месте, которое называется Перешеек. Когда Ингольв со своими людьми подошел к ним, они сидели за едой. Рабы пришли в ужас и бросились врассыпную». Ингольв убил их, освободил пленных и продолжил поиски места для поселения. Столбы обнаружились в бухте, которую из-за пара от гейзеров впоследствии назвали «залив дымов», то есть Рейкьявик. В наши дни там располагается одноименная столица Исландии, а в ней стоит памятник основателю, показавшему, что жить на острове можно долго и счастливо.